После первого месяца Паулу Фонсеки в «Шахтере» казалось, что он готов на революционные изменения по сравнению с последним сезоном Луческу. Команда играла с двумя нападающими, позиция и перспективы Коваленко были не очень понятны, а основной парой центральных защитников стали Кривцов и Ордец.
Поражение от «Янг Бойз» было совершенно нелогичным, но после той игры Фонсека использовал функцию «восстановление заводских настроек», вернув модель 4-2-3-1 и Ракицкого с Кучером в основу. В итоге «Шахтер» ушел на зимний перерыв, не проигрывая в 25 матчах подряд. Из-за схожести расстановки можно часто встретить мнение, что успехи Фонсеки связаны с наработками Луческу. Тем не менее, португалец уже изменил достаточно, чтобы утверждать – у его команды есть собственный стиль.
Зональная опека
Фонсека неоднократно говорил, что использование резервной пары центральных защитников на старте сезона было исключительно тактическим решением. Кучер и Ракицкий начали тренировки позже Кривцова и Ордеца, им требовалось время, чтобы обучиться принципам зональной опеки – более сложного, но потенциально более надежного метода обороны.
«Шахтер» Луческу регулярно применял смешанный метод обороны – один из защитников покидал свою зону, выдвигаясь за нападающим соперника, второй оставался на подстраховке. В такой системе многое зависело от индивидуальных действий первого. Им чаще всего был Кучер (10 единоборств в обороне за матч в прошлом сезоне, у Ракицкого – 7). Нетрудно заметить, что в последние годы Кучер теряет резкость и цепкость, но у него остается умение читать игру и управлять обороной. При зональной опеке гораздо больше зависит от слаженности действий всех игроков обороны, которые формируют компактный блок и синхронно перемещаются в зависимости от развития атаки соперника. Именно Кучер является ведущим защитником в линии «Шахтера» – он регулирует ее высоту, координируя перемещение партнеров.
В этом сезоне «Шахтер» Фонсеки дает сопернику минимум шансов довести мяч до своих ворот. Количество единоборств в оборонительной четверти поля сократилось в полтора раза – с 23 до 16. Пожалуй, это лучшая характеристика эффективности как игры «Шахтера» в обороне в целом, так и высокого прессинга команды.
Прессинг и игра на перехватах
В системе Фонсеки игроки более нацелены на перехват, а не на отбор мяча. В абсолютных цифрах «Шахтер» Луческу перехватывал мяч даже немного чаще (40 раз против 39 в этом сезоне). Но если учесть, что команда Фонсеки владеет мячом на 6% (более 4 минут чистого времени) больше, по сравнению с прошлым сезоном, то количество перехватов в минуту владения соперником увеличилось.
Игра на перехватах имеет несколько преимуществ. Во-первых, выигранное единоборство еще не гарантирует выигранный мяч – нужно оказаться первым на подборе. После перехвата начать ответную атаку гораздо легче. Во-вторых, игра на перехватах позволяет поддерживать высокий темп игры. Кстати, одним из адептов этой философии считается тренер «Сельты» Эдуардо Бериссо, с которым «Шахтеру» предстоит встретиться очень скоро.
Акцент на позиционные атаки
Португальский тренер не скрывает, что на его стиль сильно повлиял Хосеп Гвардиола. Фонсека тоже предпочитает доминировать на поле и владеть мячом, хотя стоит сказать, что уровень соперников как в УПЛ, так и в еврокубках пока что ему лишь способствует в этом. Схематически это похоже на команду Луческу: вингеры, смещающиеся в центр, высокие позиции крайних защитников, атакующий центрхав, поддерживающий форварда из глубины. Но стилистически это другой подход с меньшим количество вертикальных передач.
«Шахтеру» Луческу были жизненно необходимы Ракицкий с его длинным пасом и Луис Адриано, умевший цепляться за мяч впереди. В «Шахтере» Фонсеки ключевая роль при начале атак отошла к центральным полузащитникам. В прошлом сезоне Фред и Степаненко делали 70 и 54 передачи за матч, в этом – 96 и 67 соответственно. Умение бразильца доставить мяч вперед в зону между линиями соперника сделало его одним из лучших игроков чемпионата.
«Шахтер» Фонсеки ориентирован на позиционное нападение гораздо больше, чем команда Луческу. В сезоне 2016/17 увеличилось не только количество, но и эффективность позиционных атак. Тогда как в прошлом сезоне «Шахтер» был лидером чемпионата по количеству и эффективности быстрых атак.
Эту перемену лучше всего характеризует любопытная статистическая деталь. В прошлом сезоне игроки «Шахтера» чаще всех в лиге попадали в офсайды (3,3 раза за игру), в этом сезоне – реже всего (1,4). Команда Луческу гораздо сильнее любила использовать пространство за спинами соперников.
Возможный переход на схему с двумя форвардами
После трансфера Лещука и возвращения Будковского из аренды может показаться, что Паулу Фонсека хочет вернуться к любимой схеме 4-2-2-2. В «Браге» он действовал с двумя мощными форвардами впереди, что не мешало ему играть в комбинационный футбол и владеть инициативой в большинстве матчей. Но в «Шахтере» эта схема ставит под угрозу позиции Коваленко. В схеме с четверкой полузащитников Виктор сможет проявить себя разве что на позиции Фреда.
Можно допустить, что Паулу Фонсека заранее просчитывает варианты состава на случай ухода бразильца – главного претендента на трансфер в более сильную лигу на данный момент. В этом случае основной парой форвардов станут два аргентинца, а Коваленко в паре со Степаненко будут вести игру из глубины. В остальных вариантах сажать на скамейку кого-то из тройки Степаненко-Фред-Коваленко ради второго форварда – слишком нерационально.
Поэтому Лещук – это, скорее всего, прямая замена Селезневу, который не сработался с Фонсекой. Вероятно, разногласия тренера и игрока касались именно интенсивности работы без мяча, в частности, в прессинге – Селезнев никогда не отличался высокой мобильностью. Приглашение Будковского на сборы – это возможность еще раз оценить его возможности в более спокойной обстановке по сравнению с летом. В конце концов, Филипп стал лучшим бомбардиром прошлого сезона после Тейшейры.
Постепенная смена поколений
Отношения Фонсеки с ветеранами команды были одним из главных рисков при его приглашении в команду. Летом со стороны казалось, что он снова, как у него уже было в «Порту», на грани того, чтобы потерять контроль над раздевалкой. Но если у него и был конфликт с Ракицким, то он разрешился в рабочем порядке, безболезненно прошло и расставание с Селезневым. Шевчук и Эдуардо уступили места выпускникам академии Мативенко и Борячуку. Ордец и Бутко – это готовая замена Кучеру и Срне, хотя хорват категорически отказывается стареть.
Паулу Фонсека выбрал путь эволюции – после полугода его работы об этом можно говорить уверенно. Многие тренеры, да и сам португалец, часто повторяют, что расстановка игроков не имеет решающего значения – это всего лишь статическая схема. «Шахтер» Фонсеки – лучшее подтверждение этого тезиса. Тренер оставил каркас старой команды, но привил ей свой стиль и философию.
источник: ua.tribuna.com
|