На всякий случай уточню. Я безмерно уважаю
рекордсмена и капитана сборной Украины. Однако предположение, будто его
услуги могут не понадобиться будущему наставнику мюнхенской «Баварии»
Хосепу Гвардиоле меня совершенно не удивило.
Благодаря набору
определенных качеств – удивительной работоспособности, игровой и бытовой
дисциплине, запредельной самоотдаче, сильному характеру и бесстрашию на
поле – Тимо сделал выдающуюся по нашим меркам карьеру. Однако с каждым
годом игрока такого плана все труднее представить в топ-клубе.
Почему
же парней вроде Клода Макелеле или Рино Гаттузо, прежде ценившихся
тренерами на вес золота, сейчас почти не встретишь в большом футболе? На
рубеже веков череда изменений в правилах, а точнее – в их трактовке,
кардинально и, скорее всего, бесповоротно изменила тактические тренды,
следствием чего стало «вымирание» сразу нескольких классических амплуа.
Первым
фактором стала борьба ФИФА с подкатами сзади. Начиная с ЧМ-1998, сей
проступок карается прямой красной карточкой. Достаточно долго игроки
обороны не могли привыкнуть к нововведению, тренеры взывали к
«здравомыслию» судей, однако в конце концов вынуждены были смириться и
начать перестраиваться.
Отныне любой забег быстрого нападающего в
тыл далеко выдвинутым защитникам таил огромную угрозу, ведь попытка
отбора из-за спины могла быть расценена как фол последней надежды.
Соответственно, линию обороны приходилось опускать глубже, а желающие
сохранить компактность построений принялись шлифовать офсайдную ловушку.
Этому,
в свою очередь, мешала постоянная либерализация правила «вне игры».
Последнее революционное изменение оно претерпело в 2003-м году, когда
была введена еще одна поправка. Смысл ее таков: если игрок, пребывающий в
офсайде, не предпринимает активных действий, то положение «вне игры» не
учитывается. Кроме того, в 2009-м появилось уточнение, и отныне любой
обороняющийся футболист, покинувший поле без разрешения судьи, все равно
считается в игре!
Вследствие этого линия защиты опустилась еще
ниже, а «ловушка» стала экзотикой. Сабо даже как-то заявил, что в
современном футболе «никто не делает искусственный офсайд». Йожеф
Йожефович, конечно, утрирует, но в целом применение данного приема
сведено к минимуму. Уже очень немногие практикуют высокую линию обороны.
Например - «Барселона». Но это уникальная команда. Законы ей не писаны.
Других примеров успешного применения этой тактики не так и много. Андре
Виллаш-Боаш попробовал с «Челси» – и провалился…
Но вернемся к
описанным выше процессам, давшим очень важный эффект: с обоюдосторонним
«оттягиванием» защитников значительно возросла площадь того участка, где
ведется активная игра. Если раньше расстояние между первым и последним
игроком команды составляло около трети (в некоторых случаях – четверти)
длины поля, то теперь оно намного-намного больше. Разумеется, это в той
или иной мере изменило функции всех игроков, но особенно центральных
полузащитников, чей диапазон перемещений существенно возрос.
Причем
не только, что естественно, «в длину», но и в ширину. При наиболее
популярных тогда схемах 4-4-2 и 3-5-2 фланговые игроки редко смещались в
центр, разве что в завершающей фазе атаки. Сейчас же это обычное
явление, поэтому и центрхавам приходится больше действовать на краях. Не
буду подробно расписывать, как это отобразилось на их функциях:
главное, что это привело к распаду прежней формулы «ядра» полузащиты.
Вы
прекрасно помните, что раньше в середине поля действовала классическая
пара «созидатель – разрушитель». Сразу на ум приходят выдающиеся связки
Зидан – Макелеле в «Реале» Висенте Дель Боске, Гусин – Белькевич в
«Динамо» Валерия Лобановского, Йеремис – Эффенберг в «Баварии» Отмара
Хитцфельда, Коштинья – Деку в «Порту» Жозе Моуринью.
Разумеется,
были и исключения, например, дует Мендьета – Аймар в «Валенсии» Эктора
Купера (финал Лиги чемпионов-2001). Однако в целом тренеры поддались
таки повальному увлечению данной концепцией, где один вел игру, почти не
участвуя в отборе, а другой прикрывал его тылы.
Основой такого
симбиоза было то, что его участники располагались достаточно близко друг
к другу. В результате, если созидатель терял мяч, то разрушитель мог
сразу же вступить в отбор. И в обратном направлении – если разрушитель
завладевал мячом, он легко находил пасом находящегося под боком
созидателя.
Однако реформы правил поломали схему. Центральные
хавбеки больше не могли перемещаться неразлучной парой. Первыми
пострадали креативщики, с которых стали требовать участие в отборе, и
чистые «фантазисты» перестали быть востребованными. Помните газзаевское
«я не знаю игрока по фамилии плеймейкер»? Многие успешно перестроились:
Баллак, Тотти, Скоулз… Но кто-то не смог или не захотел ломать себя, со
временем сойдя с авансцены: Мендьета, Деку или из наших – Рыкун.
Примеры, конечно, достаточно условны, но суть проблемы, по-моему,
раскрывают.
Разрушителям также пришлось меняться. Успешный пример
– Амброзини. Но даже те, кто не смог, продержались намного дольше, ведь
многие тренеры до сих пор мирятся с «креативными» недостатками, считая
более важным оборонительные способности.
Тем не менее, сегодня на
пути к вершинам неспособность одного из полузащитников начинать атаки
грозит стать тем самым камнем преткновения. Такой игрок, отбирая или
получая мяч, вынужден постоянно искать более созидательного партнера,
который в нынешних игровых реалиях далеко не всегда находится рядом. Это
чревато потерями и, как следствие, предоставлением оппонентам
возможности контратаковать.
Впрочем, что я рассказываю – все и
так все прекрасно понимают. Как и то, что каждый лишний пас при
постоянно растущей динамике игры дает соперникам дополнительное время
для перестройки и грамотной встречи атаки.
Поистине выдающиеся оборонительные навыки Тимощука, компенсировавшие проблемы техники и паса, позволили ему так долго продержаться на высоком уровне, да еще и оставаться одним из лидеров сборной Украины. Но чем дальше, тем явственнее становится тот факт, что наличие исполнителя сугубо разрушительного плана становится признаком команды средней руки. Поэтому Анатолию все труднее найти применение в клубе, да и в национальной команде, очевидно, перед ним потихоньку закрываются двери. Михаил Фоменко предпочитает строить центральное звено из более гармонично развитых исполнителей.
Богдан БУГА, «Футбольный клуб»