«ВСЕ ЗДЕСЬ НАПОМИНАЕТ БЕЛЬГИЙСКИЙ ПЕРИОД»
— Обжился в Габале?
— Можно сказать, что нет. После первой игры мы остались в Баку и только сейчас приехали в Габалу, находимся тут два дня. И для того, чтобы освоиться, прошло мало времени.
— Какие условия тебе предоставлены?
— У команды очень много игр в Баку. И там, и в Габале у владельца клуба сеть отелей, в которых игроки команды проживают. По желанию в Баку можно снимать квартиру, но я пока не совсем понимаю, как правильно решить этот вопрос. Со временем определюсь, буду ли переезжать на съемное жилье, либо будет проще и удобнее жить в номере отеля, который предоставляет клуб.
— Тебе кто-то с бытовыми вопросами помогает?
— Конечно. В клубе есть специальный человек, который всем эти занимается. Любую просьбу, любой вопрос он пытается решить, старается сделать все, что от него зависит, чтобы помочь игроку.
— Ты же еще не женат?
— Еще нет, но практически женат (смеется). Я знаю, что любимая девушка будет рядом со мной. И варианты жилья, как я говорил, есть. Просто нужно понять, какой из них оптимальный.
— Саму Габалу ты еще особо не посмотрел?
— Нет. Но, переезжая сюда, знал, что город небольшой, курортный, находится в горах. Но так как в понедельник приехали, основательно город не увидел.
— На местном стадионе побывал?
— Видел его. Стадион находится недалеко от гостиницы. Новый, достаточно уютный, вмещает 3500 зрителей. В планах президента клуба – строительство более вместительной арены, на 15 тысяч. Ее уже возводят. А что касается стадиона, на котором играет команда сейчас, то он неплохой, чисто футбольный.
— В Беларуси такие стадионы встречал?
— Всем известно, что в Беларуси выделяются на фоне остальных стадионы в Борисове и Гомеле. Неплохие арены в Гродно, Бресте и Жодино. Но в Габале она чисто футбольная, трибуны находятся близко к полю, пусть они и небольшие. И поэтому благодаря закрытой атмосфере создается приятное ощущение.
— Понял уже, какие болельщики у «Габалы»?
— Домашних матчей еще не было, провели лишь поединок в Баку. Хочу сказать, что было немало болельщиков именно из Габалы. И невооруженным глазом было видно, что нас в Баку поддерживали лучше, чем местную команду. Уверен, что на домашних матчах нашей команде будет обеспечена хорошая поддержка. Нам остается только добиваться результата и стараться радовать болельщиков.
— В матче в Баку ты сыграл всего-ничего, выйдя на поле на 90-й минуте.
— Наверное, просто дали дебютировать за клуб. Я же провел всего одну неделю тренировок, плюс решались контрактные вопросы, а ребята работали на сборах до этого, какие-то связи уже наиграли. Тренер решил так. Я в этом не вижу никаких проблем. Это рабочий процесс.
— За неделю ты понял, в какую команду попал?
— Конечно. У руководства команды, у президента серьезные планы, у них достаточно серьезный подход. Руководство хочет завоевать место в еврокубках. Под это все заточено. Так что серьезное отношение к делу здесь видно. А все остальное зависит от нас, футболистов, мы должны воплощать в жизнь все желания руководства. Думаю, каждый из игроков хочет завоевать как можно высокое место в турнирной таблице и участвовать в еврокубках.
— Можешь сравнить твою нынешнюю команду с какой-нибудь европейской, в которой довелось поиграть?
— Все здесь напоминает бельгийский период, этап в «Зюльте-Варегеме». Там тоже городок небольшой, стадиончик уютный, команда достаточно амбициозная.
— То, что команда весьма интернациональная, не доставляет никакого дискомфорта?
— Действительно, в команде много футболистов из разных стран. На всех теоретических занятиях тренер говорит на русском, потом это все переводится на местный язык, и дополнительно человек говорит еще на английском для легионеров. Но ничего, все ребята коммуникабельные. Лично мне языковой барьер не доставляет никакого дискомфорта, тем более какая-то база английского языка есть. Местные ребята неплохо понимают русский язык, со своими бывшими партнерами по одесскому «Черноморцу» общаюсь по-русски. Так что можно сказать, что чувствую себя комфортно.
— Местный язык не собираешься учить?
— Я считаю, что если игрок переезжает в другой чемпионат, то он должен знать язык и культуру этого народа, поэтому уделю этому внимание.
— Может, уже с кем-то более тесно общаешься?
— С ребятами из «Черноморца». Мы же все-таки уже провели много времени вместе. Но, в принципе, со всеми футболистами команды хорошие отношения, со всеми находим общий язык.
— Они не интересовались у тебя чемпионатом Беларуси, БАТЭ?
— Нет. Единственное, говорили о голе с центра поля, когда я играл в «Висле». Не знаю, где они его нашли (смеется). Молодежка наша как-то играла с Азербайджаном, и тут я забивал. И массажист в «Габале» меня сразу узнал. Видимо, работал на том матче.
— Обряда посвящения в команде у тебя не было?
— Нет, не было (смеется). Может, потом будет. Пока же все как обычно, как и в предыдущих командах. Ничего специфического не заметил.
— 32-й номер был свободен или пришлось выпрашивать?
— Когда я приехал, мне предложили свободные номера с первого по одиннадцатый, мол, это престижно. Я говорю: «Ребята, если свободен 32-й, то я заберу его себе». Администрация узнала, и в итоге я с этими цифрами на спине.
— Уровень чемпионата Азербайджана хотя бы со стороны почувствовал?
— Понятно, что со стороны виднее, но хочется побыстрее прочувствовать этот уровень на себе, потому что провели только одну игру после Нового года. А по первому матчу не всегда можно сложить какое-то объективное мнение. Такие матчи всегда тяжелые и в физическом, и в эмоциональном плане. Пока мне тяжело что-то сказать. Судя по тренировкам «Габалы», судя по тем спаррингам, которые мы проводили в Турции, могу сказать, что команда любит играть с мячом, что и требует от нас главный тренер. Что касается первого тура, то нам есть где улучшать свою игру.
А что касается азербайджанского футбола в целом, то мне он со стороны показался достаточно грубым. Вроде, чемпионат Украины тоже считается не мягким, но те же ребята, которые долго поиграли там, тоже согласились со мной. Говорят, что в Украине чемпионат непростой, а в Азербайджане в этом плане еще тяжелее. Тем более у местных футболистов характер горячий, никто не хочет уступать, ни одного единоборства, независимо от счета. Команды борются, отдают все силы ради того, чтобы принести положительный результат.
— На тренировках так же отдаются работе?
— Естественно, никто никогда не хочет уступать, но все мы адекватные люди и понимаем, что на тренировках не такой накал борьбы, как в официальной игре. Опять же, потому что вокруг твои партнеры, никто не будет бить исподтишка, катиться. Но в то же время никто ногу убирать не будет.
«ХОТЕЛОСЬ ЕЩЕ ПОБЫТЬ ЛЕГИОНЕРОМ»
— Вообще, как возник вариант с «Габалой»?
— Ни для кого не секрет, что у одесского «Черноморца» возникли проблемы. Очень жалко было расставаться с этим клубом, потому что за полгода полюбил город, команду, болельщиков. Там были созданы все условия. И «Черноморец» – это бренд в Украине. Но все-таки пришлось покинуть Одессу. Вариант с «Габалой» был, я про него знал. Но окончательно все решилось после разговора с тренером. С Романом Григорчуком я работал в «Черноморце», и он выразил заинтересованность в моих услугах и в «Габале». Я посчитал, что на сегодняшний день это неплохой вариант продолжения карьеры.
— Можно сказать, что он потянул тебя за собой?
— Он позвал четверых игроков, в том числе и меня. Пришли сильные футболисты, тот же Алексей Гай, который много лет провел в донецком «Шахтере», Руслан Фомин, не последний нападающий в Украине, Дима Безотосный, который вызывается в сборную страны. Поэтому тренер позвал того, кого посчитал нужным. Обрисовав все планы, рассказав о проекте, пригласил и меня.
— Была информация, что тебе поступали предложения из России и Казахстана.
— Да, были. И были более выгодные в финансовом плане предложения. Но тут большую роль сыграла личная заинтересованность главного тренера. Поэтому я приехал сюда.
— Почему контракт всего лишь на полгода?
— Это было желание и мое, в первую очередь, и клуба. Поэтому, взвесив все «за» и «против», решили остановиться на таком варианте, чтобы я посмотрел специфику чемпионата. Такой вариант устроил обе стороны, поэтому не вижу в этом никаких проблем.
— Есть вероятность, что ты там останешься?
— Да, конечно. Если тут все будет хорошо, команду будет устраивать моя игра, то почему бы и нет?
— Многие начнут говорить, что Сиваков уехал в Азербайджан исключительно зарабатывать деньги.
— Сколько людей – столько и мнений. Могу еще раз сказать: у меня были варианты уехать в другую страну на более выгодные условия. Но если бы Роман Иосифович меня не позвал в «Габалу», я бы остался в «Черноморце» и отрабатывал свой контракт.
«САМ НЕ ЗНАЮ, КТО Я – ЗАЩИТНИК ИЛИ ПОЛУЗАЩИТНИК»
— На сайте «Габалы» ты – полузащитник, на сайте Федерации футбола Азербайджана – защитник. Так кто же ты по амплуа?
— По прошествии полугода я уже сам не знаю, кто я – защитник или полузащитник (смеется). Большинство игр в форме «Черноморца» я провел в центре обороны. Эта позиция стала для меня родной. Поэтому на сегодняшний день мне вообще не принципиально, где играть – в центре защиты или полузащите. Всю специфику игрока оборонительного плана тренерский штаб «Черноморца» вложил в меня буквально за месяц, я выполнял требуемые задачи. За «Габалу» я дебютировал в полузащите. Тут все решает тренерский штаб. Где надо сыграть, где важнее мои действия, там и буду работать.
— Думаю, с тренером этот момент при переходе обговаривали?
— Конечно, мы же вместе уже работали. В «Черноморец» я переходил как полузащитник. Роман Иосифович меня спросил, могу ли при случае закрыть позицию центрального защитника. Ответил ему, что пару матчей провел на этой позиции. Помню, в Молдове играли товарищеский матч с «Шерифом», я действовал в центре защиты. И после поединка тренер ко мне подошел и сказал: «Какой ты полузащитник? Ты настоящий центральный защитник. Меня все устраивает в твоих действиях». И после того постоянно ставил меня на эту позицию.
Был еще один момент. Перед поединком с «Днепром» меня наигрывали в полузащите, а я до этого месяц не играл в центре поля. Начал беспокоиться, смогу ли перестроиться. Но в итоге получился один из лучших моих матчей. И вот тогда я понял, что для меня нет особой разницы, где играть.
— Но забивать же все равно хочется?
— Хочется. Но скажу банальную вещь: если команда будет в каждой игре брать три очка, то непринципиально, отличусь я в матче или нет. Забивать всегда приятно любому футболисту, но результат стоит во главе угла.
— С «Черноморцем» расстался полюбовно?
— Да. В принципе, мы решили все вопросы, все нюансы закрыли, поэтому расстались действительно полюбовно. На самом деле я очень сильно прикипел к Одессе, к этому клубу за полгода. Обидно, конечно, что обстоятельства сложились так и пришлось покинуть команду. Но, повторюсь, если бы тренер не позвал в «Габалу», если бы не было устраивающего меня достойного варианта, я бы остался в «Черноморце» и не поехал в те команды, где мне предлагали хорошие деньги.
— При переходе в «Черноморец» ты говорил, что для тебя это шаг вперед. Оправдались эти слова?
— Да, я считаю, что этот переход себя полностью оправдал. Чемпионат в Украине достаточно приличного уровня, там играют команды типа донецкого «Шахтера», киевского «Динамо», днепропетровского «Днепра». Это клубы примерно одного уровня. Что касается остальной части таблицы, то, по-моему, там все команды приблизительно одинаковы.
В «Черноморце» же я провел все матчи от звонка до звонка, лишь последний пропустил по причине травмы.
— События в Украине не касались команды?
— Нет. В свое время, когда поступило предложение от «Черноморца», я тоже знал ситуацию в стране, поэтому переживал, что происходит в Одессе. Но мы договорились о том, что я приеду, посмотрю, а лишь потом определюсь. И потом я понял, что в Одессе все спокойно, город живет своей жизнью, все происходит именно в тех местах, о которых говорят в новостях.
— Ты вспомнил про «Шахтер». Можешь найти причину столь крупных поражений БАТЭ в Лиге чемпионов?
— Честно говоря, мне сложно объяснить. Я помню нашу подготовку к матчам с «горняками». Мы тщательно изучали соперника, все анализировали. В командной игре у них есть вещи, которые раз за разом повторяются. Вроде все о них знают, готовятся, но все равно пропускают мячи. Плюс уровень команды хорош. Да и не мне судить, в БАТЭ есть грамотный тренерский штаб, который, думаю, уже разобрался в причинах поражений.
Говорят, что борисовская команда неопытная, поэтому такой результат. Но я с этим не согласен. Мне кажется, когда впервые вышли в Лигу чемпионов, на «Реал» и «Ювентус», вот тогда была неопытная команда. А сейчас полсостава уже знало, что такое Лига чемпионов. Может, сейчас в БАТЭ менее опытная по сравнению с предыдущими годами команда – это да.
— Как тебе возвращение Стасевича?
— Я рад за БАТЭ, что клубу удалось вернуть такого сильного игрока. А это показал последний сезон, который он провел на очень высоком уровне. Игорь – свой игрок, причем в двух смыслах: и борисовчанин, и свой для БАТЭ. Так что его возвращение – это только плюс для команды.
— Жавнерчик?
— С Максом еще, как говорится, кроссы вместе в дубле бегали вокруг столовой (смеется). Считаю, что это тоже хорошее возвращение для БАТЭ, потому что человек начинал в этом клубе. Уверен, он принесет много пользы команде.
«планы ЕСТЬ, И ОНИ ОЧЕНЬ АМБИЦИОЗНЫЕ»
— Тебе 27 лет, и «Габала» – восьмой клуб в твоей карьере. Не многовато?
— Знаешь, последнее время я тоже об этом задумывался. Но спортивная карьера складывается у всех по-разному. Кто-то может провести всю жизнь в одном клубе. А бывают ситуации как у меня. Даже возьмем последние полтора года: БАТЭ, полгода в «Гомеле», затем столько же в «Черноморце», сейчас – «Габала». Так сложилось, тут тяжело что-то комментировать.
— Думал ты, думал, а что надумал?
— Переход в каждый клуб осуществлялся по своим причинам. Полгода в «Гомеле» я вспоминаю с душевной теплотой. Хоть и были какие-то проблемы, задержки, невыплаты, но все равно было душевно. Приобрел много друзей, познакомился с новыми людьми. Тот период был для меня важен в том плане, чтобы я мог встать на ноги. Пусть не обижаются на меня гомельские болельщики, тем более я в каждом матче за их команду рубился, отдавал все силы, но прежде всего я хотел именно встать на ноги и доказать, что меня еще рано списывать со счетов. И, конечно, хотелось уехать на какой-то более высокий уровень. У меня получилось это сделать. Хотя это было не совсем легко. Когда перешел в «Гомель», посещали мысли, что в карьере произошел крутой скачок и тяжело будет что-то перебороть. Тяжело в том смысле, что у нас из чемпионата мало людей уезжает, и мне будет нелегко. Но я рад, что все так сложилось.
— Есть еще мечты и цели поиграть в Европе?
— У каждого человека есть мечты. Но на то они и мечты, чтобы, пока не сбудутся, о них не распространяться. Поэтому оставлю их при себе. А так, конечно, планы есть, и они очень амбициозные. Посмотрим, что будет.
— Эти мечты касаются сборной?
— Понятно, что я буду прилагать максимум усилий. Тем более после украинского этапа карьеры меня стали вызывать в национальную команду. Конечно, я хочу получать приглашения, но я должен подкреплять это все игрой, зарекомендовать себя перед новым тренерским штабом. Если буду получать вызов, то буду выкладываться на 200% в матче за сборную, потому что это игры за нашу страну. Тут нечего добавить. Любой футболист должен приезжать и выжимать из себя максимум.
— Что скажешь насчет назначения Александра Хацкевича?
— Мне кажется, это решение достаточно правильное. Это очень амбициозный молодой тренер, с современным взглядом на футбол. У него должно получиться сделать все, чего не удалось добиться при других тренерах.
источник и фото: offside.by