фото: footboom.com
Кто из украинских клубов обладает потенциально наиболее мощными финансовыми ресурсами? В топ-десятке есть представитель первой лиги, но нет киевского «Динамо»…
Тема экономических трудностей украинских футбольных клубов была едва ли не главной в ушедшем году и, вполне вероятно, в 2014-м только обострится. Хотя, если посмотреть на владельцев украинских ведущих команд, то на душе у болельщика вроде бы должно быть спокойно. Ведь там, куда ни глянь – миллиардеры и мультимиллионеры.
Отметим десятерых наиболее богатых из них…
Ринат АХМЕТОВ («Шахтер» Донецк)
По версии «Форбс-Украина», общий капитал президента «Шахтера» составляет 15,4 млрд долларов, журнал «Корреспондент» оценивает его в 18,3 млрд, а «Фокус» – в 16,8 млрд (тут и далее мы будем опираться на данные этих авторитетных источников).
Бизнес Ахметова охватывает чуть ли не все направления – от медиа до АПК, но основной доход ему приносит металлургия и топливно-энергетический комплекс. Частью прибылей Ринат Леонидович нынче с удовольствием делится с известным румынским тренером и его подопечными, большинство среди которых держат бразильцы. По разным оценкам с 1996 года Ахметов потратил на «Шахтер» от полутора до двух миллиардов долларов. Впечатляет, не правда ли?
Игорь КОЛОМОЙСКИЙ («Днепр» Днепропетровск)
Говоря о сферах влияния в элитном дивизионе, клубы обычно делят на «пул Коломойского» и «пул Ахметова» (вынося «за скобки» киевское «Динамо» и харьковский «Металлист»). Впрочем, стремится ли и способен ли первый противостоять второму в рамках УПЛ – тема для иной заметки. Здесь же лишь констатируем, что его состояние (3,65 млрд долларов – «Фокус»; 3,5 – «Корреспондент», 2,4 – «Форбс») значительно уступает лидеру.
Коломойский и тратит на свой клуб куда меньше: стадион в Днепропетровске скромнее, трансферы дух не захватывают. Хотя вот тренеру «Днепра» платит больше всех: по неофициальной информации, Хуанде Рамос зарабатывает около четырех миллионов евро (против трех с половиной у Мирчи Луческу).
Дмитрий ФИРТАШ («Таврия» Симферополь)
Судя по событиям последних двух сезонов, у основного акционера до «Таврии» руки редко доходят. Постоянные пертурбации в менеджменте и на тренерском мостике, скандал за скандалом, санкции ФИФА. Говоря по-простому – полный бардак… Похоже, Фирташ не прочь избавиться от футбольного неликвида, да вот претендентов на «Таврию» нет.
Меж тем, при желании владелец группы компаний Group DF легко мог бы вывести клуб на совершенно новый уровень. Источники по-разному оценивают его состояние: «Фокус» утверждает о 3,3 млрд долларов, «Корреспондент» – о 2,3, а «Форбс» почему-то «дает» лишь 673 миллиона (что совсем маловероятно). Но в любом случае, на топ-команду хватило бы с лихвой…
Вадим НОВИНСКИЙ (ФК «Севастополь»)
Российский бизнесмен, принявший в мае 2012-го украинское гражданство и ставший народным депутатом, озаботился делами «Севастополя» в 2010 году. При его поддержке клуб вышел в премьер-лигу, пошумел в Кубке Украины. Правда, с уходом Олега Кононова с поста главного тренера дела в команде пошли на спад.
Поговаривали также, что партнер Ахметова по холдингу «Метинвест» подутратил интерес к футболу и сокращает финансирование клуба, но вскоре сам Новинский это опроверг. Благосостояние почетного президента (3,2 млрд долларов – «Фокус»; 2,8 – «Корреспондент»; 1,9 – «Форбс»), в принципе, позволяет «Севастополю» с надеждой смотреть в будущее. Опять же – было бы желание и дальше тратиться…
Сергей КУРЧЕНКО («Металлист» Харьков)
Покупка 27-летним «газовым королем» харьковского «Металлиста» стала одной из главных сенсаций украинского футбола в 2012 году. Ну а его финансовые успехи – настоящий хит в бизнесе. Еще в прошлом году Курченко не было в большинстве рейтингов, а сейчас журнал «Корреспондент» (принадлежащий, к слову, ему же), рапортует о 2,4 миллиардах долларов.
Именно при Курченко «Металлист» впервые занял второе место в первенстве страны. Но потом долгожданный дебют в Лиге чемпионов был омрачен дисквалификацией УЕФА за давний договорной матч против «Карпат». Меж тем, амбициозные обещания нового владельца пока не подкреплены громкими трансферами. Даже наоборот – команду покинули ее лучшие игроки Тайсон и Хосе Соса…
Константин ЖЕВАГО («Ворскла» Полтава)
До взлета Курченко владелец «Ворсклы» считался самым молодым украинским олигархом. «Фокус» приписывает Жеваго около 1,9 млрд долларов (1,5 – «Форбс»; 1,2 – «Корреспондент»), однако клуб он развивает постепенно, не выбрасывая миллионы на селекцию. Вместо этого «Ворскла» пытается привлекать как можно больше собственных воспитанников.
Главный акционер корпорации Ferrexpo, банка «Финансы и кредит» и многих других компаний редко «светится» в футболе, но интересы свои блюдет. Достаточно вспомнить судебные тяжбы с бывшим тренером полтавчан Николаем Павловым, чтобы понять, насколько Жеваго принципиален в некоторых вопросах.
Константин ГРИГОРИШИН (ФК «Сумы»)
В футбольной среде о Григоришине впервые услышали после попытки незаконно – «из принципа» – завладеть частью акций киевского «Динамо». После многолетних разбирательств в судах – от Броварского до Лондонского – авантюра российского толстосума сошла на нет. Но с игрой миллионов совладелец группы «Энергетический стандарт» не попрощался, приобретя в 2010-м ФК «Сумы».
Под крылом нового хозяина сумчане выбрались из низов второй лиги и даже повысились в классе. Сейчас это – середняк первой лиги, хотя Григоришин уже объявил о планах выйти в УПЛ. По сведениям «Фокуса», его капитал составляет 1,8 млрд долларов, так что при таком патроне прозябать в низшем дивизионе «Сумам» как-то даже несолидно.
Сергей ТАРУТА, Олег МКРТЧАН («Металлург» Донецк)
У главных акционеров донецкого «Металлурга», наверное, не было ни единого шанса вывести свой клуб из тени «Шахтера». При этом команда, почти не имеющая собственных болельщиков, заняла достаточно видное место в отечественном футболе, трижды завоевав бронзовые медали чемпионата и дважды сыграв в финале Кубка Украины.
«Фокус» оценивает состояние Таруты в 1,2 млрд долларов, а Мкртчана (также владеющего российским ФК «Кубань») – в 1,1 млрд; «Корреспондент» насчитал у них «лишь» по 660 миллионов; ну а «Форбс» – 597 и 584 миллиона соответственно. Маловато, чтобы переплюнуть Ахметова, но достаточно, чтобы «Металлург» не проигрывал разным «Кукесам»…
Владимир БОЙКО («Ильичевец» Мариуполь)
Злые языки говорят, что после покупки «Метинвестом» Мариупольского комбината имени Ильича де-факто и «Ильичевец» отошел к Ахметову. Однако де-юре владельцем мариупольского клуба остается Бойко, которого часто можно заметить по правую руку от Рината Леонидовича на домашних матчах «Шахтера».
По украинским меркам «Ильичевец» – клуб небедный, но звезд с неба не хватает. Владимир Семенович, чье состояние «Фокус» оценивает в 761 млн долларов («Форбс» – в 520, а «Корреспондент» – в 411), принципиально не покупает легионеров, комплектуя свою команду преимущественно дублерами «Шахтера».
КТО НЕ ПОПАЛ В ТОП-ДЕСЯТКУ
Нестор ШУФРИЧ («Говерла» Ужгород): «Фокус» – 280 млн долларов; «Форбс» – 273; «Корреспондент» – 140.
Петр ДЫМИНСКИЙ («Карпаты» Львов): «Форбс» и «Фокус» – 170 млн долларов.
Игорь СУРКИС («Динамо» Киев): «Форбс» – 134 млн
долларов («Фокус» оценивает совместный с братом Григорием капитал в
526,5 млн, а «Корреспондент» – в 530 млн).
Леонид КЛИМОВ («Черноморец» Одесса): «Корреспондент» – 109 млн долларов; «Форбс» – 101; «Фокус» – 83.
Игорь ПАЛИЦА («Волынь» Луцк): «Форбс» – 82 млн долларов.
Евгений ГЕЛЛЕР («Заря» Луганск) и Александр БОГУСЛАЕВ («Металлург» Запорожье) не попали в рейтинги авторитетных изданий. Нижняя планка топ-200 журнала «Фокус» составляет 28,7 млн долларов, следовательно их состояния должно быть скромнее.
При этом, стоит отметить, что первый является бывшим президентом футзального клуба «Шахтер» и давним бизнес-партнером Рината Ахметова, а также главой бюджетного комитета Верховной Рады. Второй – единственный сын владельца ОАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, чье состояние «Фокус» оценивает в 1,1 млрд долларов («Корреспондент» – в 501 млн, а «Форбс» – в 281 млн).