Какой клуб возглавляет рейтинг брендов в
2013 году? Почему рейтинг брендов не менее важен, чем рейтинги IFFHS и
УЕФА? Ответ в материале Eurofootball. До недавнего времени самым любопытным, авторитетным и посещаемым
независимым футбольным ресурсом считался немецкий портал,
специализирующийся на объективной оценке трансферной стоимости игроков.
Состав «Боруссии» в 4 раза дешевле состава «Реала» - все новости
подобного рода появляются как раз с немецкого сайта, позволяющего с
легкостью найти самого дорогого нападающего АПЛ, самого ценного
полузащитника Ла Лиги среди тех, кому за 30 и самого дешевого голкипера
Бундеслиги.
Однако его трудно назвать универсальным и всеобъемлющим. Brandfinance
пропагандирует совершенно иной, комплексный подход. Бренд — это то, что
собой в целом представляет клуб не только для любителей футбола, но и
для людей, интересующихся спортом от случая к случаю. Бренд — это
совокупность дюжины различных факторов. Бренд — это имидж клуба в мире,
его значимость и влиятельность, оцененная в денежном эквиваленте.
Интересно, что Brandfinance проводит не только футбольные, но и деловые
исследования, подготавливая общий рейтинг брендов в мире (Apple – на
первом месте, Samsung – на втором), рейтинг брендов банков и другие
табели о рангах. Тем не менее, глупо отрицать, что футбольная
составляющая портала является популярной не только среди исследователей,
но и среди болельщиков-перфекционистов, мечтающих видеть родной
коллектив как можно выше в любом списке.
Первая десятка
1 место: «Бавария», 860 миллионов долларов.
Трудно представить на вершине кого-то еще. Мюнхенцы последних лет —
это выдающийся сплав команды и клуба, выливающийся не только в титулы,
но и в отменную капитализацию. Футболки с фамилиями звезд баварцев
продаются по всему миру, «Альянц Арена» считается одной из наиболее
комфортных арен Европы, а личности
вроде Беккенбауэра и Хенесса способствуют «набиванию цены» красных.
Примечательно, что в 2012 году немецкий клуб оценивался
лишь в 786
миллионов, но после завоевания «требла» его стоимость резко возросла.
2 место: «Манчестер Юнайтед», 837 миллионов долларов.
Мюнхенцы ожидаемо скинули с трона манкунианцев, которым аукнулся
целый сезон (2011/2012) без трофеев. Бренд «дьяволов» сформирован давно,
а громких, с точки зрения имиджа, событий с их участием за весь год
произошло всего два — подписание ван Перси и «золото» АПЛ.
Переезд ван Перси на «Олд Траффорд» не позволил самому титулованному
клубу Англии удержаться на вершине хит-парада Brandfinance. Да, у «МЮ»
все в порядке и с футболками, и со стадионом, и с культовыми людьми, но
«баварская машина» своим победоносным шествием затмила чемпионов
Премьер-Лиги.
3 место: «Реал Мадрид» 621 миллион долларов.
Фанаты «сли-вочных» могут выдохнуть с облегчением: хоть где-то их
родному клубу удалось опередить заклятых каталонских врагов. «Реал»
пожинает плоды эпохи «галактикос» - для многих людей «бланкос» и поныне
ассоциируются с Зиданом, Роналдо, Бекхэмом и Роберто Карлосом.
На «Сантьяго Бернабеу» в прошедшем сезоне «зажигали» вовсе не звезды
начала «нулевых», а мечта всех женщин мира Криштиану Роналду,
эксцентричный и харизматичный Жозе Моуринью и... Икер Касильяс,
поругавшийся с португальским тренером и усевшийся на лавку родной
команды. «Сливочные» вполне могли бы претендовать и на первое место в
рейтинге (которое принадлежало им в 2010 году), но три кряду полуфинала
Лиги Чемпионов, одна победа в Примере и триумф в Кубке Испании были
оценены экспертами Brandfinance весьма скудно.
4 место: «Барселона», 572 миллиона долларов.
Ни о ком за последние пять лет не говорили так много, как о
сине-гранатовой красавице «Барсе». Ее величали лучшим клубом мира, ее
доминирование небезосновательно называли «эпохой», однако каталонский
клуб так и не смог стать ведущим футбольным брендом. Хави и Иньеста
никогда не были «пупсами» наподобие Криштиану Роналду, а о Месси и
говорить не приходится. Летом 2013-го в Барселону приехал зажигательный и
экстравагантный Неймар, чьи майки даже без номера разлетались с
нереальной скоростью. Логично предположить, что с подписанием бразильца
каталонцы поправят свои позиции и в Лиге Чемпионов, которая не
покорялась им уже два года подряд, и в рейтинге брендов.
5 место: «Челси», 418 миллионов долларов.
Создатели списка отдельно подчеркнули, что триумфатора Лиги Чемпионов
2011/2012 сгубила полнейшая беспросветность в локальных турнирах. Для
формирования бренда внутренние чемпионаты играют не меньшую роль, чем
международные. Не верите? Взгляните на «Интер», растерявший за год 64
миллиона долларов брендовых денег. Причина банальна — миланский клуб с
момента своей виктории в чемпионской Лиге передвигается от кризиса к
кризису. Проблемы «Челси» лежат в той же области. С 2007 года ни один из
наставников не мог похвастаться тем, что его кресло не начинало
самопроизвольно раскачиваться, словно
маятник. Хронически нестабильная ситуация привела к тому, что Роман
Абрамович решил вернуть на «Стэмфорд» Жозе Моуринью, с именем которого
связано, возможно, лучшее трехлетие «аристократов» за всю их историю.
6 место: «Арсенал», 410 миллионов долларов.
Философия «канониров», о которой чуть чаще, чем еженедельно
рассказывает Арсен Венгер, доказывает свою состоятельность в рейтинге
брендов. «Арсенал» - единственный член первой десятки, не выигравший за
последние пять лет ни одного титула. Зато на комфортабельном «Эмирейтс»
выступали ван Перси и Насри, продолжает солировать Тео Уолкотт, а
руководит этим действом уже упоминаемый и очень уважаемый француз
Венгер, установивший в стане «пушкарей» собственные незыблемые правила.
Маркетинговую политику «красно-белых» порой хочется назвать
образцовой, но и в ней случаются курьезные и немыслимые провалы. Как тут
не вспомнить чудесную историю с календарями с изображениями Робина ван
Перси, присланными самым верным поклонникам лондонцев...в декабре 2012
года!
7 место: «Ливерпуль», 361 миллион долларов.
Третьим в английском кватете идет мерсисайдский коллектив, в
последний раз выигрывавший чемпионат страны тогда, когда Стивену
Джеррарду исполнилось 10 лет. История —
еще одна значимая составляющая брендового рейтинга, а истории «красных»
можно посвятить не одно собрание сочинений. 18-кратный чемпион Англии,
7-кратный обладатель Кубка Англии, 8-кратный обладатель Кубка Лиги — эти
регалии позволяют деградирующему из года в год «Ливерпулю» обгонять в
табели о рангах «Наполи», «Атлетико», «ПСЖ» и еще с десяток успешных
клубов.
8 место: «Манчестер Сити», 332 миллиона долларов.
«Горожане» на текущий момент находятся выше всех в рейтинге из своих
внезапно разбогатевших коллег. «Сити» опережает и «ПСЖ», и «Монако», и
«Анжи». На позиции «голубых» кардинальным образом повлияло историческое
«золото» АПЛ 2011/2012, которое учитывалось при подсчете стоимости
бренда с высоким коэффициентом.
Из всех представителей десятки у «горожан» самое шаткое положение — в
про- шедшем году они не смогли не только отстоять титул, но и выйти из
лигочемпионской группы. В прессе постоянно фигурируют имена и суммы
переходов, но на деле манкунианцы уже достаточно давно не усилились
футболистами европейского топ- уровня. Сможет ли Мануэль Пеллегрини удержать «Сити» в топ-10 самых дорогих брендов? Большой вопрос.
9 место: «Милан», 263 миллиона долларов.
По сравнению с 2012 годом итальянцы никуда не переместились, но
потеряли 28 миллионов брендовой стоимости. Причины лежат на поверхности —
смена поколений у «россонери» прошла резко и очень быстро.
«Черно-синим» откровенно не хватает опыта, и «Ювентус» потихоньку
забывает, что такое конкуренция и как она выглядит. Как бы то ни было,
обитатели «Сан-Сиро» остаются на первой строчке среди итальянских команд
по суммарному показателю. «Старая Синьора» - 13-я, «Интер» - 15-й,
«Наполи» - 20-й, «Рома» - 28-я, «Фиорентина» - 49-я, а римский «Лацио»
замыкает первый «полтинник».
10 место: «Боруссия» Дортмунд, 260 миллионов долларов.
В 2013 году «черно-желтая банда» Юргена Клоппа раскидала по разным
углам ринга своих противников в Лиге Чемпионов, потерпев первое, но ни
на что не повлиявшее поражение только в полуфинале. Неудача в главном
матче несильно отразилась на позициях Левандовски и компании —
боруссийцы провели отличный сезон и впервые в истории добрались до
первой десятки рейтинга Brandfinance, бесцеремонно прогнав из
шорт-листа...своих принципиальных оппонентов из гельзенкирхенского
«Шальке»!
Где же Россия и Украина?
В топ-50 списка Brandfinance — 15 британских, 5 испанских, 8
немецких, 7 итальянских, 4 французских, 2 голландских, 1 португальский, 3
турецких, 5 бразильских и 0 русских клубов и украинских клубов.
В том же списке за 2012 год российская Премьер-Лига занимает восьмое
место и оценивается в 376 миллионов долларов. Для сравнения приведем
брендовую стоимость некоторых зарубежных чемпионатов:
1 Англия — 4, 170 миллиарда долларов;
2 Германия — 3,038 миллиарда долларов;
3 Испания — 1,531 миллиарда долларов;
4 Италия — 1,122 миллиарда долларов;
5 Франция — 849 миллионов долларов;
6 Турция — 431 миллион долларов;
7 Голландия — 422 миллиона долларов;
8 Россия — 376 миллионов долларов;
9 Украина — 291 миллион долларов;
10 Португалия — 108 миллионов долларов.
Атомная стоимость английских брендов объясняется высочайшим уровнем,
которого достигли трансляции с Туманного Альбиона. Пожалуй, даже самые
ярые ненавистники АПЛ не станут спорить с тем, что тв-картинке с
британских полей равных пока нет и не предвидится. Но за качество
необходимо платить, и Премьер-Лига щедро одаривает тех, кто делает
продукт таким заманчивым. В 2013 году чемпион страны «Манчестер Юнайтед»
заработал на репортажах 72 миллиона евро, а вылетевшие из элиты
«Рединг» и КПР обогатились на 46 миллионов евро. Для сравнения, лидеры
французского футбола, «Пари Сен-Жермен» и «Лион» при- плюсовали к
бюджету по 48 миллионов евро.
Очевидно, что работы у российских клубов — непочатый край. Продажа
атрибутики в сравнении с иностранными грандами даже у «Зенита»,
«Спартака» и ЦСКА находится в зачаточной стадии. В евро-кубках дела у
наших представителей обстоят неважно. Приезд отдельных известных в
Европе личностей (сюда можно отнести даже Унаи Эмери и Славена Билича)
лишь слегка приподнимает престиж российского футбола. Как ни печально
это признавать, но главный недостаток нашей Премьер- Лиги кроется в
посредственной «обертке» российского футбола. Разве будет уважающий себя
англичанин или итальянец, привыкший к «Этихаду» или «Стадион Олимпико»,
смотреть трансляцию из Ростова, где четыре с половиной камеры невпопад
переключаются между собой? Полагаю, ответ вам известен.
источник eurofootball.ru
Автор: Павел Городницкий