Шалимов и Карпин родились в один день – 2 февраля 1969 года. Но их судьбы, пересекшиеся в «Спартаке» и сборной, получились совсем разными.
Два пути в «Спартак»
Игорь Шалимов всегда называл себя везунчиком по жизни. Лет до 26 его карьера летела вверх настолько стремительно, что дух захватывало. Казалось, сама судьба раздаёт ему точные передачи, которые Шалимов реализует. Благодаря брату Павлу он ещё мальчишкой оказался в школе «Локомотива», а затем перебрался в «Спартак», да ещё к самому Игорю Нетто, который учил подопечных не только азам игры, но и тому, что такое спартаковский дух и спартаковский футбол. Так что к 17 годам Игорь достиг определённого уровня и стал привлекаться к основному составу самим Константином Бесковым. Для Шалимова даже пара реплик от великого тренера были грандиозным событием, о котором он взахлёб рассказывал брату. А когда Константин Иванович его и других молодых игроков основы назвал надеждами «Спартака», хотелось выйти на поле и разорвать любого. Комплименты Бесков раздавал редко, а вот советы – охотнее. Он и посоветовал Шалимову, в школе игравшему преимущественно на острие, попробовать себя в другом качестве. Именно на позиции «под нападающим» молодой футболист и смог раскрыть свои таланты. Бескову в связи с этим даже Фёдора Черенкова пришлось направо перевести. Но от перестановки все только выиграли.
Фото: РИА Новости Игорь Шалимов
Валерию Карпину в футбольном смысле повезло меньше – в маленьком городке Нарва, где он появился на свет, конечно, было где погонять мяч и школа была, но попасть оттуда в команду калибра «Спартака» было нереально даже при весьма развитой системе советской селекции. Поэтому если Шалимов в 17 лет уже дебютировал в составе красно-белых и даже забил первый гол, Карпин в этом возрасте только перешёл в таллинский «Спорт». Там его тренером был знаменитый Борман – Валерий Овчинников. Его предсезонку Карпин вспоминает не без содрогания. Сборы Овчинников проводил на базе легкоатлетов в Цахкадзоре — «Освенциме», как называл его сам тренер. Там футболисты ничем не выделялись среди легкоатлетов: мячи с собой даже не брали – они были не нужны.
Во время сборов Овчинников гонял игроков нещадно, зато функциональный фундамент закладывал на раз. Карпин в то время проходил воинскую службу и в составе эстонских призывников принял участие в чемпионате Вооружённых сил. Овчинников просил: только не играй по-настоящему, а то заберут! Карпин всё равно выделялся. После игры к нему подошёл местный полковник и сообщил: забирают в ЦСКА. Мнение рядового Карпина никто не спрашивал. В составе «армейцев» он не закрепился, был отправлен в воронежский «Факел», где его позиция правого крайнего уже была занята. Валерия отрядили на левый – в этой роли его и заметил селекционер красно-белых Валерий Покровский. В «Спартак» Карпин пришёл на ставку «инструктора по спорту» с зарплатой втрое меньше, чем в Воронеже. Но за возможность играть в таком клубе, да ещё под руководством Олега Романцева, о котором уже тогда футболисты отзывались исключительно в восхитительных тонах, не жалко было и потерять в деньгах. В 1990 году Карпин вышел на замену в дерби с ЦСКА – в тот момент противостояние двух московских клубов достигло апогея. Начал полузащитник с досадной ошибки, приведшей к четвёртому голу в ворота красно-белых. Зато потом выдал два фланговых прорыва и две подачи, которые обернулись двумя мячами уже «Спартака». И победой. Трибуны скандировали имя молодого героя. Один из старожилов команды Борис Поздняков усмехался: за 10 лет не удостоился персональной «песни», а тут – слава с первого выхода на замену.
Красно-белые триумфы
К моменту появления в «Спартаке» Карпина Игорь Шалимов уже стал чемпионом СССР в его составе. Знаменитая команда Романцева, наследница дружины Бескова, уже не только зародилась, но и состоялась и пришла к успеху. В 1987-м с Константином Ивановичем и 1989-м с Олегом Ивановичем «Спартак» опережал «Днепр», параллельно «отбиваясь» и от киевского «Динамо». Правда, к первому чемпионству Шалимов отношения не имел – тот сезон у него выпал. Зато в 1989-м Игорь играл регулярно. Тот титул позволил «Спартаку» выйти в Кубок чемпионов, где молодой полузащитник проявил себя во всей красе против именитых соперников, забил два гола и дождался приглашения из-за границы. С развалом СССР и крахом экономики все футболисты, имевшие возможность уехать, уезжали. Шалимов отправился в «Фоджу».
Его ровесник Карпин в тот момент только осваивался в «Спартаке». Чемпионом СССР стать он уже не мог – не стало самого Союза. Зато вместе с красно-белыми выиграл три первых новых российских титула подряд и добрался до полуфинала Кубка кубков. Та кампания вообще получилась лучшей в карьере – Карпин проявил себя бомбардиром, сделал по дублю в ворота «Ливерпуля» и «Фейеноорда». Наших игроков западные клубы тогда оценивали практически исключительно по еврокубкам, и именно после тех своих кубковых подвигов Карпин получил приглашение из Испании.
В южных странах
Игорь Шалимов в 1994 году уже сделал себе имя в Серии А. Став игроком скромной «Фоджи», он сразу стал её лидером, несмотря на то что футбол середняка итальянского первенства разительно отличался от привычного спартаковского, в который Игорь играл со школы. Наградой лучшему легионеру чемпионата по версии одного из итальянских изданий стало предложение от «Интера». В Милане он планки не опустил, наколотив 9 голов за сезон и став своим в звёздной компании – Зенга, Заммер, Скиллачи, Рубен Соса. Но начиналась эра «Интера» миллионеров, при этом не выигрывавшего ничего вплоть до истории кальчополи. Президент клуба Эрнесто Пеллегрини пригласил голландцев Йонка и Бергкампа, а Шалимову неожиданно предложил уйти. Игорь решил, что это будет не по-спортивному, и «совету» не внял. В первых турах у него было достаточно шансов – тренер Баньоли продолжал ему доверять. Но тут Фортуна, всегда бывшая спутницей Шалимова, впервые ему серьёзно изменила. Несколько упущенных полузащитником моментов стоили «Интеру» очков, и в итоге с местом в составе пришлось попрощаться. Наступило время аренд – в «Дуйсбург» и «Лугано». Только после этого Шалимов окончательно попрощался с Миланом и надеждами заиграть в «Интере» вновь. В Италии Игорь по-прежнему был на хорошем счету, там и остался до конца карьеры. «Удинезе» как последним шансом выйти на высший уровень воспользоваться не удалось – не было раскрепощения, да и футбол команды был далёк от привычного Игорю. В итоге дальше последовали «Болонья» и «Наполи». Заканчивать в 30 лет Шалимов совершенно не собирался. Но в дело вмешался случай. В отличие от начала карьеры, не счастливый, а несчастный. Во время отъезда в Москву из Неаполя Шалимов угодил в больницу с диагнозом «разрыв пищевода», оказался в реанимации, буквально между жизнью и смертью. Вернувшись в Италию после выздоровления, продолжил играть, после матча с «Лечче» его допинг-проба не дала положительный результат. Никакие документы из московской клиники и объяснения не помогли – Шалимова дисквалифицировали на два года, и «Наполи» расторг с ним контракт.
Звезда Валерия Карпина на испанском небосклоне тем временем только всходила. Джон Тошак настойчиво звал Карпина в Сан-Себастьян, и полузащитник «Спартака» согласился, хотя сам больше рассчитывал на предложения из Германии или Англии. Но в Испании он освоился быстро, заговорил на местном языке, полюбился болельщикам. Особенно на второй год, когда он просто блистал в скромном «Сосьедаде», играя то справа, то под нападающим, забивая, отдавая. 13 голов за сезон! «Валенсия» заплатила за него очень большие по тем меркам деньги, но у вице-чемпионов сезоне не задался. «Летучие мыши» пролетели мимо еврокубков, Карпин не стал лидером, и ради экономии его отдали «Сельте». Там он воссоединился со знакомым по «Сосьедаду» тренером Ируретой и Мостовым, и дела пошли в гору. Карпин снова был в центре внимания фанатов и прессы, играл результативно и полезно. В 33 года он вернулся в Сан-Себастьян и до завершения карьеры был востребован и любим. Всего провёл в испанском чемпионате 384 матча – впечатляющий результат даже для доморощенных игроков. Не хватило только завоевания трофея.
Валерий Карпин и Андрес Иньеста
Сердце сборной
Валерий Карпин и Игорь Шалимов в своё время подписали «письмо четырнадцати» против Павла Садырина. Но если для первого оно стало просто эпизодом в длинной карьере в национальной команде, то для второго – кляксой или даже чёрной меткой. Из-за своей подписи Шалимов оказался за бортом чемпионата мира 1994 года, и в результате мундиаль 1990 года остался единственным в его жизни. Были ещё два Евро, но неуспешные ни для Шалимова, ни для сборной. Во время чемпионата 1996 года окончательно испортились его отношения с Олегом Романцевым. Тренер объявил хавбека главным зачинщиком чуть ли не бунта, выставив его искателем денег. У Шалимова к Олегу Ивановичу были больше игровые претензии. Так или иначе, период совместного футбольного «творчества» на этом закончился. Шалимов ещё несколько раз приезжал в сборную, но допинговый скандал и возвращение в неё Романцева поставили точку. За два года в сборной СССР Игорь сыграл почти столько же, сколько за 6 лет в сборной России.
Валерий Карпин спокойно пережил и «письмо четырнадцати», и споры игроков-легионеров с Вячеславом Колосковым, а заодно и всех тренеров национальной команды. Ему доверяли все, и не зря. Кульминация карьеры в национальной команде – отборочный цикл ЧЕ-2000 под руководством Олега Романцева. Карпин стал лидером, забивал, приносил ключевые очки, добывал победу на «Стад де Пренс» и над Исландией. Именно его гол в ворота сборной Украины почти вывел Россию на Евро… Увы, лишь почти. Тот матч стал последним в карьере Карпина-игрока, после которого на его глазах появились слёзы. Он ещё съездил с той же романцевской сборной на свой единственный чемпионат мира в Японии и Кореи (Япония всегда привлекала и манила Карпина как неизведанная страна – он побывал там ещё в начале 1990-х).
Бутсы на гвоздь
Биография Валерия Карпина после завершения карьеры известна всем и у всех нас слуху. Свой бизнес, приход в «Спартак» в качестве спортивного директора, затем генерального директора и главного тренера, трудные годы, серебряные медали, наконец, скандальная отставка и возвращение в Испанию, где Валерий Георгиевич продолжил строительство тренерской карьеры в Мальорке.
Фото: Александр Мысякин, "Чемпионат" Валерий Карпин
Игорь Шалимов имел перед Карпиным фору в несколько лет, но, по большому счёту, ей не воспользовался. Правда, «Уралан» он тренировал, когда его ровесник ещё играл, но тот опыт так и остался единственным серьёзным. Поработав несколько лет с женской сборной России Шалимов перешёл на административную работу в РФС.
Фото: Е.Кирсанова, "Чемпионат" Гус Хиддинк и Игорь Шалимов
Что ж, каждому своё. Ранний взлёт в «Спартаке» и в Италии Шалимова, долгое поступательное движение Карпина – у каждого своя судьба, в футболе и в жизни. Сегодня нашим героям исполняется 46 лет – как говорится, жизнь только начинается. И мы ещё обязательно поздравим их с новыми свершениями в футболе, неважно в каком качестве.
Поздравляем Валерия Карпина и Игоря Шалимова с днём рождения и желает дальнейших побед в жизни и в футболе!
Фото: Из личного архива Александра Мостового
Валерий Карпин, Александр Мостовой и Игорь Шалимов
источник и фото: championat.com
|