Спектр вопросов, который хотелось обрушить на него, был широчайшим. Потому что, так повелось у нас, именно он, а не президент ЛФФ, в курсе всех футбольных дел страны. От ситуации в детско-юношеском футболе до Конгресса ФИФА, на который он полетит в начале июня в Бразилию.
— На недавнем Конгрессе УЕФА в Астане, в котором вы также принимали участие, широко обсуждался вопрос с Лигой Наций. Это будет совершенно новый глобальный турнир для национальных сборных, который, правда, не подменит отборочные матчи европейского чемпионата. В чем здесь вы видите плюсы для нашей команды?
— Пока что до реализации этого проекта далеко. Планируется, что он начнется в 2018 году. Но главный плюс кроется в финансах. То, о чем я говорил еще в середине 90-х годов прошлого века, наконец-то начинает приобретать реальные черты. Речь идет о централизованном маркетинге. Если раньше мы говорили о бюджете выживания, то сейчас уже о бюджете развития. В свое время с финансами у ЛФФ было очень плохо. Я не знал, как дотянуть до конца года. Честное слово. В 2003 году я не знал, как мы поедем в Турцию. Были и такие времена. Не было денег. Мы продлевали контракты за семечки. Надо ведь было лететь.
— Вы поднимали эту тему в середине 90-х?
— Тогда я говорил о странах бывшего Союза. Смысл был в том, чтобы, как говорится, скинуться всем федерациям. Кому-то в отборочном турнире достанется Германия, кому-то Англия. И тогда будет легче всем. Вон мой хороший знакомый из Албании... У них два цикла подряд в отборочной группе была Германия.
— Это только на телевизионных правах сколько можно заработать. А у нас, помнится, Испания разок и все. А так постоянно Греция, Израиль, Словакия. Не заработать ничего. Хорошо, что следующий отборочный цикл мы начнем вместе с Голландией. Бюджет развития подразумевает, что у вас не болит голова, как отправить на очередной матч сборную Латвии.
— Постучу по дереву. Ясно — надо считать, надо подсчитывать. Но уже не думаешь о том, что, может быть, юношей не будем куда-то посылать.
— Когда-то и Лига чемпионов начиналась с вопросов маркетинга.
— Я помню те времена, когда Леннарт Юханссон, будучи президентом УЕФА, и исполнительный директор этой организации Герхард Айгнер ходили по банкам в поисках кредита для старта Лиги чемпионов.
— В это трудно поверить...
— А ведь так и было. Поэтому я уверен, что все эти проекты, такой как Лига Наций в том числе, для нас пойдут на пользу. А еще у сборной Латвии прибавится матчей.
— Календарь не получится перегруженным?
— Отборочные турниры чемпионатов мира и Европы станут скоротечными. Мы же в Лиге Наций будем играть в своем дивизионе, с командами своего уровня. Это будет хороший турнир. В Астане члены УЕФА единогласно поддержали Резолюцию по национальным футбольным командам на 2018–2022 годы. Новый турнир будет проводиться раз в два года с участием 54 сборных континента. Он призван заменить товарищеские матчи между европейскими сборными. В этом весь смысл. Все участники будут разделены на четыре дивизиона согласно рейтингу. Дивизионы будут организованы по образцу национальных лиг – с возможностью вылета в более слабый или выхода в более сильный дивизион.
— Я читал, что в высшем дивизионе будет играть 16 команд, поделенных на четыре группы. Победители групп встретятся в «Финале четырех», который предполагается проводить на нейтральной территории.
— То же самое относится и к другим дивизионам. Плюс не забывайте, что матчи Евро-2020 впервые будут проводится в 13 городах Европы. В финальную часть попадают 24 сборные. 20 из них получат путевки по итогам отборочного турнира, еще четыре — как раз благодаря Лиге Наций. Хорошо то, что навстречу маленьким, скажем так, странам, пошли большие футбольные державы.
— Что означает само понятие «централизованный маркетинг»?
— У каждого клуба есть свои спонсоры, у каждой сборной — свои. Теперь же все они подведены под один знаменатель. А это значит, что при определенных условиях на матчах сборной Латвии смогут рекламироваться и наши компании. В этом плане глава УЕФА Мишель Платини молодец. Потому что организацию и проведение чемпионата Европы он забрал под крыло УЕФА.
— А раньше как было?
— За все отвечала компания Team Master. Вот и получалось, что в 2008 году Платини идет на стадион, кажется, это был полуфинал Евро-2008, а у него спрашивают: «Ты кто такой?». Ну не абсурд ли?
— Продолжая тему сборных. Где играть сборной Латвии?
— До 2016 года мы остаемся на «Сконто». Других вариантов у нас нет.
— Президент ЛФФ Гунтис Индриксонс обещал выкупить его.
— Это надо спрашивать его. Мы неоднократно встречались с представителями Reverta. Пока что такие договоренности есть. Что будет потом — трудно сказать. В этом году надо решить вопрос — как улучшить его визуально. К нам уже приезжали специалисты проверять освещение.
— А какова ситуация с другими нашими стадиона в столице?
— На стадионе ЛУ поменялась концепция. Там ведется строительство стадиона с искусственным покрытием, что-то наподобие вильнюсского. Что касается «Даугавы», то, насколько я в курсе, у государства есть средства по его модернизации, и к 2018 году он будет готов принимать международные матчи. Не только праздник песни и танца. Хотя сам факт того, что мы можем остаться без стадиона — стыд и позор.
— Есть еще лиепайский стадион.
— Это временное решение. Да, с минимальными вложениями там можно организовать матч. Но вы можете представить, что туда приедут голландцы? То-то и оно. Вы же помните, что там творили поляки.
— Насколько я знаю, в Ригу приезжал Валерий Газзаев, который отвечает за Объединенный чемпионат России и Украины.
— Мы с ним давно знакомы. Это были скорее консультации. Сейчас обстановка такова, что не до футбольного проекта.
— Как продвигается идея объединенного чемпионата Латвии и Литвы?
— В стадии развития. Было много разговоров с УЕФА и литовской стороной. Есть название и лого — Amber League. Но этот турнир все равно не подменит чемпионат Латвии. Поймите, пока нет финансовой основы, ничего не пойдет. А вот если мы скажем, что в случае участия вы получите, к примеру, 300 тысяч, конечно они согласятся. Гораздо реальнее сделать такой же проект для юношей, начиная с возраста U-16, для ведущих команд Латвии, Литвы и Эстонии.
— Что скажете по чемпионату Латвии?
— Главное — он стартовал. Стартовал с участием десяти команд. Страсти улеглись. Не хочу вдаваться во все эти проблемы. И даже комментировать не хочу. Вы знаете всю эту историю. Есть интрига в чемпионате, уровень выровнялся. Не скажу, правда, что класс команд возрос. Но есть и положительные моменты — нам удалось сохранить команду в Лиепае.
— Удалось сохранить и «Сконто».
— Со спортивной точки зрения и футбольной это правильно, что «Сконто» допущен к участию в чемпионате Латвии. Я очень хочу, чтобы тренеры там работали, чтобы игроки получали зарплату. Но ведь вопрос с лицензией не возник в один момент. В «Сконто» дотянули с ним до последнего дня. И все равно, руководством клуба не были предоставлены никакие документы. Хотя им не раз шли на встречу, передвигали сроки. И только когда дело коснулось запрета и невыдачи апелляции, только тогда в клубе стали работать.
— И как вам решение главы апелляционного комитета ЛФФ допустить «Сконто» до участия в чемпионате страны?
— Это решение Карлиса Виллеруша. Так сказать — на благо футбола. Посмотрим, какая позиция будет у УЕФА.
— А это организация здесь причем?
— «Сконто» подал апелляцию в Лозанну в арбитражный суд насчет запрета в течении трех лет играть в еврокубках.
— Получается, на апелляцию деньги в «Сконто» нашлись?
— Чтобы подать ее, надо заплатить 1000 швейцарских франков.
— А ведь Сконто» и «Вирслиге» задолжало чуть более 4 тысяч евро.
— Поймите, я не против «Сконто». Просто надо соблюдать какие-то нормы. Почему другие выполняют их, а «Сконто» нет? Хотя и у других команд финансовая ситуация не лучше. Мы в прошлом сезоне пошли навстречу «Сконто», но в итоге все равно остались в минусе. Ведь федерация в прошлом сезоне выступала гарантом, когда сконтовцы одалживали где-то деньги. Впрочем, у нас есть и другие проблематичные клубы.
— Вы имеет ввиду клубы, которые ведут нечестную игру?
— Вы понимаете и я понимаю — о чем идет речь.
— Мы сохранили лиепайский клуб, и, кажется, в Даугавпилсе появилась команда, на матчи которой ходит болельщик.
— Дебютант высшей лиги «Даугавпилс» на первой игре собрал чуть больше тысячи зрителей. Эта та цифра, на которую в чемпионате страны мы должны ровняться. Это цифры, которые сопоставимы с матчи в скандинавских странах. Надеюсь, что зритель будет ходить на матчи «Елгавы» и юрмальского «Спартака».
— Главное событие года — чемпионат мира в Бразилии. Летите?
— Конечно. В Сан-Пауло будет проходить Конгресс ФИФА. Полечу 8 июня. Думал, еще поездить на другие матчи. Но посмотрел расстояния... Нет, уж лучше я по телевизору, дома в Юрмале, буду смотреть игры. На неделю слетаю, не больше.
— В Бразилии вы уже бывали?
— Неоднократно. Начнем с того, что сборная Латвии играла в 1999 году с бразильцами. Потом я был на жеребьевке чемпионата мира. Хорошая страна — Бразилия. Только там надо быть все время начеку. Я насчет безопасности.
источник: telegraf.vesti.lv