фото: dinamo-minsk.by
Месяц назад минское “Динамо” заключило контракт с 27-летним полузащитником Шикозе УДОДЖИ. Уроженец Лагоса, помимо нигерийского, обладает и болгарским паспортом. Перебравшись десять лет назад в Европу, он поиграл в Болгарии, Румынии и Греции, но вот решил сменить полюбившиеся Балканы на незнакомую Беларусь.
Правда, к первому туру чемпионата динамовцы не успели заявить Удоджи из-за проблем с трансферным листом. Однако вопрос был оперативно решен, и уже в минувшее воскресенье в матче с “Неманом” Владимир Журавель включил африканца в основу. А на следующий день Шикозе нашел время побеседовать с корреспондентом “ПБ” и рассказать о себе и своей жизни подробнее.
— Твои ощущения от первого матча в составе “Динамо”?
— Мне понравилось. Здесь много борьбы, чувствуется энергетика. И я старался внести свой вклад в игру команды. В общем, впечатления хорошие.
— Что помешало дебютировать уже в стартовом туре — против “Днепра”?
— Мой трансфер из Греции не поступил вовремя. У “Ариса” из Салоник, где я выступал в последнее время, возникли финансовые проблемы. Месяцев пять ничего не платили, поэтому решил разорвать контракт. Но письмо от греческой федерации с подтверждением этого пришло в Беларусь с опозданием.
— Что раньше знал о “Динамо” и нашем футболе?
— Впервые услышал о нем пару лет назад. В Беларуси играл мой друг — Симон Огар. Он кое-что рассказывал о местном чемпионате. А в “Динамо” меня ведь приглашали и в прошлом сезоне. Контракт хотел подписать тогдашний тренер команды.
— Роберт Мааскант?
— Да. Только я как раз тогда нашел команду в Греции. А сейчас предложение из Минска поступило вовремя.
— О Беларуси информации было много?
— Мало. Но мне здесь нравится. Правда, пока дальше Минска не выезжал. Говорю искренне: ваша столица — один из лучших городов, где мне довелось играть. Она в одном ряду с Салониками и Бухарестом. Очень чистый город. Много зелени, парков, озер. Я это все люблю.
— Где поселился?
— Возле парка Победы. В свободное время люблю туда ходить. Перешел дорогу на светофор — и там озеро. Сажусь на лавочку, смотрю вокруг. Или подхожу ближе к воде. Еще на досуге встречаюсь с новыми приятелями — Умару Бангурой, Адамой Диоманде. Они живут рядом, в пяти минутах ходьбы. Раньше мы не были знакомы, но в Минске уже сдружились.
— В “Динамо”, судя по всему, ты адаптировался легко.
— Ребята у нас хорошие, дружелюбные. Когда чувствуешь их поддержку, то и привыкаешь к коллективу быстрее.
— Сколько твоих одноклубников знают английский?
— Немного. Так, несколько человек. Но русский ведь похож на болгарский, которым владею хорошо. И когда что-то говорят, я неплохо понимаю. Ответить, правда, могу не всегда, с этим сложнее. Дайте мне три-четыре месяца — заговорю.
— Не холодно у нас?
— Нормально. В Болгарии тоже не так уж тепло. Здесь, правда, температура еще ниже. Но ничего страшного, привыкну. Тем более скоро потеплеет.
— Чего ждешь от сезона в “Динамо”?
— В футболе всегда хочется побеждать, выиграть как можно больше трофеев. Надеюсь стать чемпионом Беларуси. Верю, что нашей команде это под силу. И еще мы будем стремиться пройти как можно дальше в Лиге Европы.
— У тебя гражданство Болгарии. Зачем оно вообще понадобилось?
— Чтобы выступать за молодежную сборную этой страны. Правда, в ее составе провел лишь один матч. Потом уехал в Грецию и засомневался в перспективах. Болгары ведь редко попадают на чемпионаты Европы или мира. Лучше уж играть за Нигерию.
— А есть возможность?
— В принципе да — тренер меня приглашал. Но дебют пока так и не состоялся. В Нигерии, да и вообще в Африке такая политика: прежде чем начать играть за сборную, ты должен заключить контракт с местным агентом. Так поступают большинство нигерийских футболистов. Мне же этого делать не хочется. У меня уже есть агент в Европе, и заводить второго желания нет. Поэтому выступления за сборную откладываются.
— Что тебя сейчас связывает с Болгарией?
— Семья. Моя жена ведь оттуда. У нас двое детей. Скоро родные приедут ко мне в Минск. Вообще же в Болгарии я провел пять лет. Эта страна мне нравится. В Софии у меня своя кофейня. Бизнес.
— Читал, твое болгарское имя — Митко Атанасов Георгиев.
— Ну, это неофициально. Так меня называют болельщики. А началось все с того, что у президента моего клуба был маленький сын. Однажды он спросил, как меня зовут. Я ответил: Шикозе Удоджи. Но мальчик сказал, что это звучит как-то странно и надо придумать мне болгарское имя. Тогда я шутки ради и назвал себя Митко.
— Ты поиграл в Болгарии, Румынии, Греции. Где понравилось больше всего?
— В Греции. Это касается и уровня футбола, и жизни вообще. Хотя у греков сейчас и правда экономический кризис. Он сказался и на футболе — не зря же я оттуда уехал. Почувствовал сложности на своей шкуре. Но все равно Греция богаче, чем Болгария и Румыния.
— Интересно, сколько языков знаешь?
— Ха, много. Особенно если вспомнить те, на которых говорю в Африке. Их три, не считая английского: йоруба, игбо, хауса. Но родным все-таки считаю “инглиш”. А в Европе могу общаться еще и на болгарском, румынском, греческом, испанском, португальском.
— Последние-то два откуда? На Пиренеях же ты вроде не выступал.
— Нет, зато среди моих одноклубников хватало испанцев, португальцев, бразильцев. Я с ними дружил, слушал, как они говорят — вот и научился. Я легко осваиваю новые языки.
— Расскажи о жизни в Нигерии. Говорят, страна сама по себе богатая...
— Очень! Но и проблем тоже огромное количество. И среди них — коррупция и бедность. Многие уезжают в Европу. Я бы сказал так: 40 процентов населения живут богато, 30 — нормально, а еще 30 — плохо. Большое социальное неравенство. Какие зарплаты? Даже не скажу. Я-то давно живу в Европе и не зарабатываю деньги в Нигерии.
— У тебя на родине большая семья?
— Да, пять братьев и четыре сестры. Но не все они сейчас дома. Некоторые, как и я, уехали за границу. Младший брат в Болгарии, учится в тамошнем университете. Старший — в США, еще один — в Германии, другой — в Испании. В общем, жизнь разбросала нас по свету. Многие нигерийцы могут пожить в других странах какое-то время, затем вернуться.
— Ты родился и вырос в Лагосе. Посоветовал бы съездить туда туристом?
— Хм, вообще посетить Нигерию я очень рекомендовал бы. Но лучше не Лагос. Чтобы получить удовольствие, надо отправиться в Абуджу, это наша новая столица. Или в Калабу. Там вам понравится. Захочется приезжать снова и снова! А Лагос — город не для туристов. Слишком большой, 25 миллионов человек. Повсюду толпы, а смотреть особо нечего. Это скорее деловой центр, там бизнес. Сильно не повеселишься.
— Говорят, и преступность высокая.
— Ну а что вы хотите — так много народу. Все что-то покупают, продают. Надо быть умным и осторожным, и тогда все будет в порядке.
— В Нигерии много знаменитых футболистов. С кем-то из них ты знаком лично?
— Например, с Финиди Джорджем и Нванкво Кану. Оба уже закончили карьеру. Финиди сейчас живет в Испании, а вот Кану вернулся на родину. Правда, толком и не знаю, чем он занимается. Вроде каким-то бизнесом. Еще знаком с Уче Калу, он тоже много поиграл в Европе.
— У тебя оригинальная прическа — на голове выстрижены желтые звезды. Что это значит?
— Ничего особенного. Просто люблю экспериментировать, делать на голове что-то новое. Сейчас вот решил попробовать такой вариант.
Сергей НИКОЛАЕВ pressball.by
|