Ещё юношей он стал чемпионом мира по футболу. «Золотой мяч» тогда ему вручил сам президент ФИФА. В это время он уже играл за «Динамо», которому отдал почти 15 лет. За 20 лет своего тренерства успел возглавить несколько украинских команд и даже сборную Туркменистана. А в 2008-м судьба привела его в Днепропетровск.
Владимир Бессонов два года тренировал «Днепр». А спустя три года после ухода из команды он приехал на матч ветеранов днепропетровской команды.
— С каким настроением вернулись в Днепропетровск?
— Я и не уезжал никуда. У меня давно появилось много друзей, и я прекрасно провёл здесь время.
— Кого видеть сегодня особенно приятно?
— С Хидиятуллиным у нас особые отношения — чуть ли не с детства дружим, хоть он и в России играл. С некоторыми уже виделся в этом году. Мы в Москву ездили в мини-футбол играть, а недавно из Казахстана вернулись. Там, в Семипалатинске, на турнире ветеранов играли (турнир, посвящённый столетию казахстанского футбола. — Авт.). Сегодня ещё интереснее вспоминать тут сборную, те времена.
— Интересно тогда жить было?
— Вообще, да. Я тогда верил в пионеров, в комсомол. Тогда энтузиазм был. А потом выезжать стали на чемпионаты всякие. Там на прилавках гнила колбаса — столько ее было. А у нас дефицит. Тогда глаза открываться стали.
— Помните игры с «Днепром» в сезоне 1983-го?
— Сложные игры были, проходили с переменным успехом: мы в Киеве выиграем, они — у себя. Лобановский из них хорошую команду сделал, вывел в высшую лигу. А потом Емец с Жиздиком взялись. Серьёзные соперники были.
— Помните тот состав?
— Конечно. Хоть сейчас могу перечислить: Колтун, Краковский, Лысенко, Башкиров (перешёл в «Днепр» в 1984-м. — Авт.), Вишневский, Чередник. А еще: Сон, Сидельников, Литовченко, Протасов, Таран. Представляешь, передняя линия какая?!
— Встречались с Владимиром Емцем и Геннадием Жиздиком?
— У нас встречи были кратковременные. Они в основном с Лобановским общались, у них свои дела были. А мы просто здоровались, перебрасывались несколькими фразами и все.
— Что помогло «Днепру» в 1983-м?
— Великая команда была. Могучие ребята, работоспособные. Ну и, конечно, сильные тренеры. Нам вдвойне приятно было, что чемпионат украинская команда выиграла. До этого у нас только «Динамо» было и «Шахтёр» — специалист по кубкам. «Карпаты» старались, «Черноморец» призёром был, но победил «Днепр».
— А в 88-м сильно изменилась команда?
— Я бы не сказал, что сильно изменилась. Хотя они тогда вообще без своих главных лидеров остались — Протасова и Литовченко нам отдали. Но москвичей обыграть всё равно смогли. Мы тогда вторыми пришли. Конечно, днепропетровцы заслужили победу. Но если бы у нас последние несколько сезонов до этого не были такими напряженными, может, мы и догнали бы их.
— Правда, что новички из «Днепра» в Киеве первое время жили у вас на квартире?
— Ну, не жили, конечно, а так — гостили. Хотя и по нескольку месяцев некоторые задерживались. Протасов, Литовченко были. Толик Демьяненко жил. Но Толик — это вообще отдельная тема.
— Кстати, правда, что вам с Анатолием Демьяненко и Андреем Балем одно прозвище на троих дали?
— Правда. БалДемБес нас звали. Мы тогда жили на одной улице, молодые были, а главное — холостые. Ну и погулять любили. Кличка длинная была, поэтому мы говорили о себе: «Кафе БалБес, а Толик (Демьяненко) — директор» — и всем понятно было.
— Говорят, Валерий Васильевич был суеверным. Это так?
— Да, был.
— Можете рассказать о каких-нибудь его приметах?
— Могу сказать, что часто нас мимо лавры возил. А когда проезжали церковь, то он всегда рукой за сердце брался. Говорили, что у него там крестик есть. Мы так и не узнали, правда это или нет.
— Что изменилось после ухода Лобановского?
— Я могу сказать только про «Динамо». Когда такой человек, как Валерий Васильевич, уходит, после него остаётся пустота. И её нужно заполнить. Мне кажется, в Киеве этого пока никому не удалось сделать. Я эту дыру чувствую.
Кризис, действительно, есть. Но он не вечен. В футболе такого не бывает. Вот Блохин что-то пытается сделать — посмотрим, что выйдет.
— Можно ли сейчас ещё говорить о школе Лобановского?
— После ухода Лобановского все традиции благополучно забыли. Но это я снова о «Динамо» говорю. А вот, например, в сборной просматривается ещё та игра. Фоменко, наверное, один из немногих последователей Лобановского. Ну, ещё Павлов, может быть.
— А вы сами?
— Я бы очень хотел быть Лобановским, если бы не был Владимиром Бессоновым. У меня свой взгляд на футбол. Правильный или нет — это уже другой вопрос.
— Как вы оцениваете свою работу в «Днепре»?
— Когда я пришёл в команду, то сказал: мы сможем решить наши проблемы, если посмотрим на герб команды. У нас там что нарисовано — ладья. Если лодка не плывёт, значит, там течь. Я предложил просто остановиться и залатать пробоину. Скорее всего, ничего так и не вышло. Вот уже три года как меня нет в команде, а они всё гребут на месте.
— Как вы оцениваете нынешний состав?
— Это к Рамосу. Люди, которые работают в команде, наверняка вам лучше ответят. Могу сказать только то, что нынешняя игра «Днепра» мне нравится.
— Как вы относитесь к акции «Днепр» — чемпион!»?
— Мне нравится, что город поддерживает свою команду.
— Что бы вы пожелали болельщикам «Днепра»?
— Продолжайте болеть и переживать за свою команду. Только не надо делать глупостей, которые позволяют себе фанаты. Вы же приходите на футбол посмотреть, а не стадион сжечь. Любите, болейте, верьте — и оно придёт. Но только без глупостей.