– Григорий Михайлович, что кроется за дипломатичными формулировками а-ля «мероприятие получилось конструктивным и прошло в позитивном ключе»? Как на самом деле проходила встреча в Ньоне?
– Не ждите от меня сенсационных подробностей – их просто нет. Любителей «жаренного» придется разочаровать – все было так, как мы впоследствии рассказали СМИ.
Но тот, кто хотел прочитать между строк нечто большее, тот без труда уловил, насколько важным для УЕФА было это мероприятие. Как вы думаете, если встречу почтили своим присутствием президент Мишель Платини и генеральный секретарь Джанни Инфантино, это говорит об особом статусе четырехсторонних переговоров?
Кстати, они были весьма конструктивны еще и потому, что модератором встречи выступил заместитель генерального секретаря УЕФА Теодор Теодоридис. Стороны представили свои аргументы. Я же выступил с речью, в которой акцентировал внимание на грубых нарушениях уставов УЕФА и ФИФА со стороны РФС и подчеркнул, что у наших российских коллег нет другого законного выхода из сложившейся ситуации, кроме как добровольное возвращение в правовое поле международной и европейской футбольных федераций.
Итогом диалога за круглым столом стало решение о создании рабочей группы, которая до середины октября выработает «дорожную карту» по возвращению действий РФС в рамки уставных норм ФИФА и УЕФА.
– Будем откровенны, результаты встречи вызвали разочарование у многих в Украине. Рассчитывали-то на санкции в отношении россиян…
– Я уже говорил в Ньоне и повторю снова. Решение о санкциях могут принимать только компетентные органы, а формат упомянутой встречи этого никоим образом не предусматривал. К тому же надо четко понимать: для УЕФА и ФИФА санкции – это лишь один из инструментов, которые должны обеспечивать выполнение уставных норм. Причем, к наиболее жестким из них – приостановлению членства или исключению из состава УЕФА и ФИФА – прибегают в самых крайних случаях. И лишь после того, как иные способы не подействовали. Вот, скажите, много ли федераций за последние годы были под угрозой дисквалификации?
– С ходу могу вспомнить Испанию, Грецию, Польшу, Боснию…
– Вы тактично не назвали еще одну страну, но и это – хорошие примеры. Действительно, эти ассоциации могли быть выброшены из международной футбольной семьи после того как УЕФА и ФИФА видели нарушения своих уставов. Но каждый раз прилагались огромные усилия, чтобы решить возникшие проблемы, не доводя до санкций. Обычно так и получается.
– А вот Боснию, помнится, исключали.
– Да, но перед этим УЕФА около года пытался найти общий язык с федерацией, у которой было сразу три президента по этническим квотам, что является грубейшим нарушением уставов УЕФА и ФИФА. И только исчерпав все иные инструменты, они приняли решение о приостановлении членства.
При этом целью было не наказать страну, а подтолкнуть ее на путь решения проблемы. Буквально сразу был создан специальный комитет, который менее чем за два месяца помог боснийской федерации выполнить необходимые условия для отмены дисквалификации.
– То есть вы все же против санкций в отношении РФС?
– Я этого не говорил. Хочу, чтобы меня правильно поняли. А то мои прошлые высказывания кое-кто так интерпретировал, что я получился чуть ли не адвокатом России. Продолжаю настаивать, что РФС грубо нарушает уставы ФИФА и УЕФА, а также ущемляет права ФФУ как единственной ассоциации, чья юрисдикция распространяется на территорию Автономной Республики Крым.
Моей единственной целью как вице-президента УЕФА является защита футбольной конституции – уставов ФИФА и УЕФА. Мой долг как гражданина Украины – отстаивать интересы родной страны, остающейся законопослушным членом европейской футбольной семьи. Согласно резолюции ООН, де-юре Крым – часть Украины, и матчи первенства России там проводиться не могут.
Какие средства будут использованы, чтобы вернуть ситуацию в правовое поле, для меня не суть важно. Если я увижу, что единственным способом убедить РФС отказаться от незаконных претензий и авантюрных планов по управлению футболом на территории украинского Крыма являются пресловутые санкции, я буду поднимать этот вопрос перед членами рабочей группы, администрацией УЕФА и моими коллегами по исполнительному комитету.
– Все равно, не кажется ли вам, что УЕФА и ФИФА могли бы быстрее разобраться в ситуации? Создается впечатление, что они тянут время...
– Как я уже говорил, это обычная практика – сначала тщательно все изучить, взвесить, а потом принимать судьбоносные решения. В свое время мы, например, только выиграли от такого подхода. Как все помнят, в разгар подготовки к ЕВРО-2012 наша федерация тоже была на грани дисквалификации, после того как УЕФА и ФИФА зафиксировали вмешательство государственных и иных структур в деятельность ФФУ.
Это является прямым нарушением статьи 7 устава УЕФА и статьи 13 устава ФИФА. А если бы в Ньоне и Цюрихе тогда поступили так, как этого сейчас требуют наши «горячие головы»? Не было бы писем за подписью Жерома Вальке и Джанни Инфантино (генеральные секретари ФИФА и УЕФА. – Прим.), официальных заявлений, переговоров на высшем уровне, специальной комиссии.
Если бы ФФУ взяли – и сразу дисквалифицировали? У нас отобрали бы право на ЕВРО-2012, выбросили из Лиги чемпионов «Шахтер», который готовился к матчам 1/8 финала с «Ромой» (впоследствии горняки дошли до четвертьфинала, где уступили «Барселоне». – Прим.), «Динамо» и «Металлист» отстранили бы от плей-офф Лиги Европы…
Однако, к счастью для нас, УЕФА и ФИФА сделали все, чтобы с одной стороны вернуть ситуацию в украинском футболе в правовое поле, а с другой – не навредить его развитию и не разрушить выстраданный общенациональный проект ЕВРО-2012.
– Каким вы видите дальнейшее развитие ситуации?
– Дождемся выводов рабочей группы УЕФА и ФИФА, а потом – будем смотреть. Но все же я надеюсь, что РФС воспользуется шансом и выйдет из «крымского тупика», сохранив лицо. Для этого необходимо прекратить упомянутые выше нарушения, пересмотреть свои неправомерные решения и впредь не предпринимать попыток по организации футбола на территории украинского Крыма.
– Но как быть с их главным аргументом: дескать, без РФС футбол на полуострове де-факто умрет?
– Почему-то они при этом забывают упомянуть, что до аннексии футбол в Крыму чувствовал себя совсем неплохо, уж точно – лучше, чем сейчас. И именно вследствие этих незаконных процессов исчезли крепкие клубы, игравшие в чемпионатах Украины, разрушается прочая инфраструктура футбола, в том числе детского, юношеского и так далее. Да, все понимают, что часть украинской территории под контролем чужого государства, и о матчах в этом регионе речь пока не идет. Но все же ситуация не безвыходная.
Я надеюсь, что по результатам работы специальной группы уже в ближайшее время крымскому футбольному сообществу – клубам, детским командам, местным воспитанникам – будет предложен альтернативный нынешнему вариант развития событий. Во всяком случае, руководство УЕФА доказало своей активностью и последовательностью, что не устранилось от решения этой проблемы, а заботливо держит руку на пульсе происходящего, чтобы максимально быстро и корректно нейтрализовать нежелательные для футбола последствия.
источник: sport-express.ua