В день 71-й годовщины снятия Блокады Ленинграда (27 января 2015) PROСПОРТ рассказывает о футбольных матчах, которые проводились в осажденном городе. 8 сентября 1941 года, через три месяца после начала Великой Отечественной войны, Ленинград был блокирован войсками Третьего рейха.
В неоконченном чемпионате СССР–1941 участвовали три ленинградские команды: “Динамо”, “Зенит” и “Спартак”. Последний мирный матч состоялся в городе 17 июня, за пять дней до нападения Германии на СССР: “Зенит” переиграл московский “Спартак” с минимальным счетом благодаря голу Бориса Левина-Когана.
В первые дни войны на фронт в полном составе ушла команда ленинградского “Спартака” во главе со своим главным тренером Павлом Батыревым.
Павел Батырев. Родился в Ярославской губернии в 1897 году. Играл за Петроградские футбольные команды "Спорт" и "Коломяги". В Первенстве Ленинграда выступал за "Динамо". На рубеже 1920-30-х годов был играющим тренером команды "Динамо" по хоккею на льду. С 1931-го тренировал футбольное "Динамо". В 1940 году возглавил "Спартак". Воевал на Ленинградском фронте, после войны до 1948-го тренировал ленинградский "Спартак".
Николай Старостин писал о Батыреве в книге "Легенды большого футбола":
"Недавно я встретил его в Ленинграде. Рассуждая о тактике, он с легкой иронией спросил: - Ну, скажи, кто первый в советском футболе отдал своему партнеру мяч не вперед, а назад? Я не знал этого, но решил, что вопрос задан неспроста. - Вероятно ты, Павел Васильевич? - Именно я! Чувствую, развернуться с мячом трудно, и отдал его назад Ежову, чтобы разрядить грозовую обстановку у своих ворот".
В апреле 1942-го после первой военной зимы, которую не пережило более 350 тыс. ленинградцев, с немецких военных самолетов на город сбрасывали листовки со словами: "Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли".
Чтобы поднять дух жителей осажденного города, решено было провести ряд футбольных матчей. Соответствующая идея появилась в Военном совете фронта, вспоминал полузащитник "Динамо" Валентин Федотов:
"Однажды меня и [полузащитника "Динамо"] Аркадия Алова вызвали в военный отдел горкома партии. Заведующий спросил, кто из футболистов остался в городе, чьи адреса или места службы мы знаем. Видя наше недоумение, он разъяснил: «Военный совет фронта решил провести в блокированном городе футбольный матч и придает этой игре большое значение. Считайте ее своим важнейшим боевым заданием»".
6 мая 1942 года “Динамо” обыграло сборную Ленинградского гарнизона со счетом 7:3.
Памятник участникам блокадного матча. Фото: pomnipro.ru
Самый известный Блокадный матч состоялся 31 мая 1942 года. В ней команда ленинградского “Динамо” обыграла сборную Н-ского завода (в хрониках под этим названием зашифровывался "Ленинградский металлический завод") со счетом 6:0.
Игрок заводской команды Александр Зябликов, до войны выступавший за "Зенит", вспоминал:
"Нас, игроков предвоенного «Зенита», весной 1942 года осталось в городе не так уж мало. Почти все трудились в цехах Металлического завода. Я, например, был заместителем начальника противовоздушной обороны цеха. Ни о каком футболе, естественно, мы и не помышляли. Пришлось собирать игроков из «Спартака» и других городских команд. Некоторые включенные в состав так и не вышли на поле – настолько обессилили от голода. Форму нам дали соперники...
Динамовцы, которым удалось немного потренироваться, предлагали играть два тайма по 45 минут. Заводчане соглашались только на два по 20. «Давайте сначала полчаса, – сказал я, подойдя к судье Павлову. – Если выдержим, то и все 45 минут»".
На следующий день, 1 июня, репортаж о матче передавался по радио.
7 июня в ответной игре заводчане сумели добиться ничьей (2:2) в матче с "Динамо". За неделю им удалось решить свою главную кадровую проблему – отыскать вратаря (в первом матче на воротах стоял защитник). Матчи проводились третьем поле стадиона "Динамо" на Крестовском острове: на главное в начале 1942-го упал немецкий снаряд, второе было перепрофилировано в огород, здесь выращивали картофель.
Динамовец Евгений Улитин вспоминал:
"Накануне игры в часть, где я служил сержантом связи, пришла телефонограмма о том, что необходимо прибыть на матч. Утром я на попутной машине поехал в Ленинград, сошел с грузовика у Дворцовой площади. Дальше до стадиона шел пешком. Там обнялся с товарищами, подобрал бутсы и форму. «На дворе война, а тут какая-то шантрапа мяч гоняет!» – возмущались болельщики.
Они просто не узнали своих недавних кумиров. На первых минутах нас не слушались ни ноги, ни мяч. Но ребята потихоньку завелись, и игра пошла. «Ба! Да это же Орешкин! Набутов! Федоровы!» – раздавалось с трибун, которые тут же оттаяли и начали болеть на всю катушку".
В середине июля в Ленинграде состоялись две товарищеские игры, приуроченные ко дню физкультурника.
Осенью 1942-го Первая сборная Ленинградского гарнизона одержала победу в блиц-турнире из трех военных команд. В финале она сыграла вничью со Второй сборной, но была названа победителем по дополнительным показателям. Чтобы не утомлять солдат дополнительным временем или переигровкой, перед началом матча провели эстафету 11х100 м. Ее выиграла Первая сборная.
В конце лета 1943 года, когда кольцо блокады было уже полгода как прорвано (вокруг еще стояли фашистские части, но в город начало поступать продовольствие), состоялись розыгрышы первенства и Кубка Ленинграда. Среди участвовавших в нем 20 команд только четыре представляли спортивные общества ("Локомотив", "Динамо", "Арсенал" и Кировский завод). Остальные назывались именами командиров воинских частей.
Единственным чемпионом блокадного Ленинграда стала Часть Быстрова. За нее выступали пятеро профессиональных футболистов.
Кубок Ленинграда – 1943 (разыгран 15 августа – 5 сентября) взяло “Динамо”. Часть Быстрова покинула этот турнир уже на стадии 1/4 финала.
Часть Быстрова. Представляла западную дивизию, названа по фамилии ее командующего Якова Быстрова. Команду возглавлял начальник физподготовки дивизии капитан Гульбатов. Тренером значился Г. Ф. Гостев. В части Быстрова играли пятеро футболистов, имевших опыт выступления в довоенных первенствах Ленинграда (по книге "70 футбольных лет" Лениздат, 1969).
Блокада была полностью снята 27 января 1944 года. По разным оценкам в осажденном городе погибло от 632 тыс. (такое число фигурировало на Нюрнбергском трибунале) до 1,5 млн его жителей.