Финансовый «фэйр-плей» заставит украинские клубы
хотя бы попробовать превратить дикий и необузданный футбол в реально
работающий бизнес. С введением УЕФА финансового «фэйр-плей» клубы
должны начать самостоятельно зарабатывать деньги. Это проблема для
футбола постсоветского пространства. В Украине, как и в других странах
СНГ, у большинства ФК нет бизнес-моделей. Команды попросту существуют за
счет владельцев. По новым правилам УЕФА, такие коллективы останутся вне
большой игры. Что в этой ситуации ждет украинские клубы,
как им начать зарабатывать деньги в условиях денежного контроля? Начнем с
того, что финансовый фэйр-плей коснется исключительно тех клубов,
которые будут участвовать в еврокубках. У команд не должно быть
задолженностей по трансферам и зарплатам. Также они должны показать свою
безубыточность. Главные источники дохода при этом: медиа права,
спонсорские поступления, продажа билетов и match day (сувениры, еда,
напитки, шоу в день матча). По критерию безубыточности клубов, первые
санкции УЕФА стоит ожидать в сезоне-2014/15. Но, отметим, от клубов не
будут сразу требовать прибыль. Будет важна позитивная динамика в
финансах. Например, если клуб найдет новых спонсоров или расходная часть
бюджета начнет сокращаться, то УЕФА может допустить команду к участию в
еврокубках. Основной частью заработка европейских лиг и
клубов сейчас является продажа медиа-прав. Например, английская
Премьер-лига в сезоне-2010/11 заработала более 2 млрд. долларов, из
которых 52% – доход от продажи медиа прав, 24% – спонсорские
поступления, 24 % – match day. Значит, при финансовом «фэйр-плей»
основной задачей для украинской Премьер-лиги должно стать создание
единого ТВ-пула. Права на показ чемпионата в такой ситуации
будут принадлежать одному транслятору. Премьер-лига сможет продавать
права одним пакетом и привлекать спонсоров. В теории это должно быть
выгодно и клубам, которые хотят зарабатывать, и Премьер-лиге, которая
должна продавать трансляции на выгодных условиях для себя и клубов. Иной
вопрос – как выходит на практике...
Напомним, что изначально все медиа-права на
чемпионат Украины принадлежали ФФУ. Федерация передала права клубам на 8
лет. Затем уже сами команды продают «картинку» телеканалам (сейчас –
«2+2» и ТК «Футбол»). Ведущий программы «ПроФутбол» на «2+2» Игорь
Цыганык объясняет, что предложения телеканалов устраивают клубы, а
Премьер-лига не может найти спонсоров. «Единый ТВ-пул возможен в
будущем, если спонсоры Премьер-лиги готовы заплатить за него.
Премьер-лига – это организация, которая не нужна Украине. Они не смогли
найти спонсоров и не выполняют своих функций», – считает Цыганык. Журналист добавил, что телеканалы анализируют
все рейтинги трансляций, выбирают матчи, сами ищут спонсоров и делают
клубам хорошие предложения. «Никто не захочет работать в убыток. Матчи
ведущих клубов имеют хороший рейтинг. Телеканалы и спонсоры решают,
какую они готовы платить клубам сумму. Они приходят к руководству
команд, а те, в свою очередь, могут узнать предложение Премьер-лиги,
если такое есть, и выбрать более выгодное. Варианты частных каналов для
клубов выгоднее», – отметил Цыганык. Президент «Динамо» Игорь Суркис рассказал,
что он смотрит на создание единого ТВ-пула только с коммерческой точки
зрения. «Необходимо прийти к консенсусу в этом вопросе. Премьер-лига
обязана собрать руководителей клубов и стать инициатором переговоров. В
нашем случае Премьер-лига тормозит процесс. Такое впечатление, что и
президента Премьер-лиги не существует. Каждый вынужден идти своей
дорогой и думать о том, как зарабатывать деньги», – сказал Суркис. В ответ в Премьер-лиге озвучили свою позицию:
«Мы – за единый ТВ-пул». Несмотря на взаимное желание клубов и
Премьер-лиги стоит отметить, что руководству Лиги будет трудно
договориться с клубами о том, чтобы ФК передали медиа права. Сложно
поверить, что Игорь Суркис, Игорь Коломойский или Ринат Ахметов придут к
Виталию Данилову (президенту Премьер-лиги), отдадут ему медиа-права и
позволят УПЛ попробовать заработать на ТВ больше. По мнению экспертов, благодаря созданию
единого ТВ-пула и продаже медиа прав Премьер-лига и клубы могли бы
заработать порядка 35 млн. долларов в год. Но даже такие деньги не
позволят клубам стать безубыточными. Стоит задуматься и о других
возможностях заработка. В частности, украинские команды должны приводить
крупных спонсоров «со стороны», а не только рекламировать холдинг
своего хозяина. Для клубов постсоветского пространства
хорошим примером в этом плане может стать московский ЦСКА. Президент
«армейцев» Евгений Гинер смог улучшить финансовое положение команды,
заинтересовав таких крупных спонсоров, как «Сибнефть», «Аэрофлот»,
«ВТБ». Match day – весомая составляющая бюджетов
европейских клубов. Бизнес команды строят вокруг хорошего стадиона, на
который захочет прийти болельщик. Здесь уже есть неплохой пример –
«Шахтер», у которого лучший стадион в Украине. За счет такой арены у
«горняков» отличная посещаемость (в среднем 35 тысяч за сезон), что дает
возможность зарабатывать на продаже билетов, а также сувенирах, еде,
напитках. Правда, чтобы заставить зрителя прийти на стадион и потратить
деньги, необходимо, чтобы и уровень футбола был хорошим. В любом случае, финансовый «фэйр-плей» хотя
бы заставит украинцев считать деньги. Из «Динамо» и других клубов
исчезнут футболисты, которые играют за дубль и имеют миллионные
контракты. Это в свою очередь заставит команды делать упор на воспитание
и развитие своих исполнителей. При этом ФК будут заинтересованы в
обучении тренеров для того, чтобы из юного таланта на выходе появлялся
футболист основного состава, которого в будущем можно будет продать в
европейский клуб. Соответственно, заработать на этом и стать ближе к
безубыточности. источник footclub.com.ua
|